«Она не будет убивать людей»: психоаналитик — о школьнице, подозреваемой в расправе над щенком
Расправа над щенком и котёнком, в которых подозревают челябинскую школьницу, — не акт садизма. По мнению психоаналитика Александра Савченкова, такой поступок может быть попыткой «убить» собственную слабость. И вопреки мрачным прогнозам некоторых пользователей соцсетей, сверстникам девочка не навредит. О природе детской жестокости, школьных драках и первых признаках затаённой агрессии со специалистом поговорили корреспонденты «Пчелы».
Дети VS животные
— Это не сегодня возникло, я помню истории ещё из 70-х годов прошлого века, как дети издевались над животными, топили котят и щенят. Есть, правда, несколько аспектов проблемы. Бывает, что такое обращение с животными — следствие воспитания, такой деревенский подход. Для некоторых жителей села вполне нормальная практика — уничтожать ненужный в хозяйстве приплод, резать скот на мясо, — рассуждает об одном из аспектов проблемы директор Челябинского института психоанализа Александр Савченков.
Другое дело, когда животных убивают ради удовлетворения психологических потребностей. Это называется замещение. Животное выступает в роли заместительной фигуры. Ребёнок страдает от агрессивных либо чересчур опекающих родителей. Мама, например, очень заботливая, но её так много, что не остаётся личного пространства. Направить агрессию на неё ребёнок не может, у него нет таких ресурсов. Он ищет заместительную фигуру и выплёскивает накопившуюся злость на неё. Это может быть ребёнок послабее или животное.
У школьницы, которую обвиняют в жестокости по отношению к котятам и щенкам, как раз сработал этот механизм. У девочки развилась определённая психопатология. Она не врождённая, а приобретённая. Школьница, скорее всего, страдает пограничным расстройством личности. Такие люди не способны к эмпатии, не понимают чужих страданий, просто не видят этого. Зато если самим «пограничникам» плохо, то эмоции захлёстывают их с головой. В этом случае они ждут, что окружающие сразу кинутся на помощь. Всю свою боль, агрессию, «плохость» люди с пограничным расстройством личности могут перенести на «жертву» и таким образом как будто освободиться от негатива. То есть это не издевательство над щенком или котёнком, не акт садизма (садизм — это переживание эротического удовольствия от причинения боли сексуальному партнёру), а неосознаваемая попытка «зарезать» или «выбросить» собственную слабость и ничтожность. Человек при этом не отдаёт себе отчёта в том, что животному плохо. Почему в качестве «жертвы» ребёнок выбирает котёнка или щенка, а не сверстника? Потому что у него затруднены коммуникации с людьми.
Это лечится?
Работать со школьницей на данном этапе практически бесполезно — психопатология уже развилась. Помочь ей можно будет спустя какое-то время, когда девочка повзрослеет, и при условии, что она сама захочет пройти лечение у психоаналитика. Походит на сеансы пару-тройку лет — патология компенсируется. Прогнозы некоторых пользователей соцсетей — неспециалистов — Александр Савченков считает слишком мрачными и нереальными. По мнению эксперта, до госпитализации в психоневрологический диспансер и нападений на сверстников дело не дойдёт. Девочка психически здорова, она не будет убивать людей и калечить их. Максимум, на что способны такие дети, — мелкие пакости в отношении одноклассников послабее. Во взрослом возрасте это могут быть срывы на собственных дочерей и сыновей.
— Желающих крови зоозащитников самих надо лечить. Они видят несчастное животное, идентифицируют себя с ним — и улетают в детскую травму. Им плохо, больно, хочется плакать. В этот момент они готовы убить любого человека. И я не говорю, что с животными можно жестоко обращаться. Наоборот, за такие поступки нужно штрафовать, наказывать, но заниматься этим должны органы власти, — выразил мнение Александр Савченков.
Признаки того, что ребёнок может стать грозой школы
Насторожить должны признаки подавленной агрессии. Если маленький ребёнок машет кулачком и кричит на мать: «Ты дура!», — это не страшно. Он выплеснет эмоции — и всё наладится. Но если малыш втихаря щипает мать, сдавливает ей щёку слишком сильно, целует и кусает одновременно, то, значит, в нём живёт тайная агрессия. По этой же причине ребёнок может бить себя по голове, наносить увечья, ругать себя. Он боится выразить злость. Потом он начнёт вымещать её на сверстниках помладше. Следует учитывать, что главный драчун в школе, садике или во дворе — скорее всего, ребёнок агрессивных родителей. Он таким образом ставит себя на один уровень с отцом или матерью, даёт понять: «Смотри, я такой же, как ты, не трогай меня». Во всех этих ситуациях выход — всей семьёй обратиться к специалисту.
На школьном дворе в Копейске 16 февраля третьеклассники устроили драку. Одна из участниц лежала без сознания несколько минут
О школьных драках
Конфликт внутри школы — антисоциальное поведение. Если ребёнок дерётся в образовательном учреждении, нужно бить тревогу. Дети развиваются неравномерно, тот, кто сильнее, может травмировать более слабого ребёнка. «Жертва» будет постоянно находиться в тревожном состоянии. Ещё хуже, если дойдёт до физических травм или летального исхода, как на днях было в Тракторозаводском районе. Недалеко от одной из школ нашли тело 14-летнего подростка. В убийстве подозревают 15-летнего школьника. В таких ситуациях, по мнению психоаналитика, должны вмешиваться и педагоги, и родители. А детей, желающих «сражаться», лучше отдавать в секцию. Пусть выпускают там пар, пусть тренер учит их правильно драться, защищаться. В крайних случаях, как в Миассе, можно обращаться за помощью в СМИ.
Нужно учиться воспитывать детей
Универсального рецепта нет, но есть много обучающих курсов для родителей. Можно выбрать подходящую программу и узнать о разных аспектах развития личности: психологических, педагогических, физиологических. Это огромный пласт знаний. В каждом возрасте есть свои особенности. К примеру, в первые полгода мать должна не отлучаться от ребёнка, удовлетворять все его физиологические потребности. Когда малыш начинает везде ползать, делает первые шаги и знакомится с миром, стоит дать ему больше свободы. Также до 5–7 лет желательно регулярно консультироваться со специалистом, так как в это время формируется основная масса нейронных связей. И они не меняются. От матери ребёнок может перенять агрессию, тревожность и т. д. Детей старше семи лет мы учим, в основном, этике, а в пубертатный период лучше воспитывать на своём примере. Подростки, как правило, воспринимают замечания в штыки, — подытожил Александр Савченков.
Как не заразить ковидной тревогой детей, справляться с истериками и паникой из-за ситуации на Украине, правильно отдыхать — все рекомендации Александра Савченкова ищите по хэштегу Спецпроект «Вопрос психоаналитику».
Фото: Татьяна Фекличева/Vk.com, Александр Савченков
Скрин: Анастасия Гарифьянова
- Смех
- Марина
- Елена А.
- Гость
- Ольга
- Елена А.
- Окс
Лента новостей
- В Челябинске полицейские выясняют, при каких обстоятельствах женщина упала в карьер
- Минэкологии сообщило, в каком городе Южного Урала фиксировали превышение концентрации сероводорода
- Южноуральцев научили, как общаться с чужой собакой и что делать, если она всё-таки укусила
- В Челябинске начали реставрировать мемориал «Скорбящие матери»
- Для спортсменов и любителей открыли регистрацию на Челябинский марафон
- Мошенники обманули пенсионера из Миасса на 10 миллионов рублей
- Челябинский «Трактор» уверенно обыграл «Сочи» на черноморском побережье
- На популярной тропе нацпарка в Челябинской области обнаружили свежие медвежьи следы
- Синоптики рассказали, какой погодой на Южном Урале завершится неделя и начнётся новая
- В день рождения Челябинска появились на свет 24 малыша
- Стало известно, сколько могут зарабатывать школьники в Челябинске
- Две женщины в Челябинске попали под машины, перебегая дорогу на красный свет
- Челябинку отправили в колонию за истязания 13-летней падчерицы
- Челябинский водитель стал героем программы «Давай поженимся!»
- Южноуральцам пообещали до +23 градусов тепла
- Южноуральцам напомнили о праве на дополнительный оплачиваемый выходной