В Челябинске отцу-одиночке с тремя детьми дважды пересадили почку
Трансплантация — это хоть и жизненно важно, но страшно. Особенно если это вторая пересадка, а ты — папа троих детей и в последние годы отец-одиночка. Так было с челябинцем Артуром Хаятовым. Его организму не очень понравилась первая пересаженная почка, и через восемь лет ему пересадили новую. Теперь же, когда всё получилось, он строит колоссальные планы на будущее. Его историю, а также о развитии трансплантологии в регионе читайте в материале «Пчелы».
С Артуром Хаятовым нас познакомили на конференции по трансплантации органов, посвящённой 200-й пересадке почки на Южном Урале. В минувший вторник, 22 октября, в челябинском комплексе «Маркштадт» собрались врачи-трансплантологи из Челябинска и столицы, другие медицинские специалисты, а также те, кому пересадили почки, печень или сердце и тем самым спасли жизнь.
О том, когда привязан к больнице почками
Из-под медицинской маски были видны только его искрящиеся глаза. Оказалось, что пока ему важно беречь себя — с момента второй пересадки почки прошло всего около полутора месяцев. Тем более дома ждут две дочери и сын-подросток, а впереди — исполнение мечт, откладывать которые приходилось годами.
Говорит, что проблему с почками у него выявили ещё в детстве, когда жил в Муслюмово. Сейчас ему 48 лет.
— То, что у меня непорядок с почками, стало ясно ещё в 16 лет, — рассказал Артур. — Одну мне удалили почти сразу. В отделении нефрологии Челябинской областной клинической больницы всевозможными терапиями на одной почке меня вытянули до 39 лет, хотя говорили, что и до 20 вряд ли доживу. А потом я всё-таки впервые попал на диализ — единственная на тот момент почка отказала полностью.
Диализ — это метод очищения крови от токсинов. Только занимаются этим уже не родные почки, а специальный аппарат в стационаре, к которому нужно подключаться часа на четыре несколько раз в неделю. Пропуск этой процедуры смертельно опасен, потому, по сути, человек становится привязан к больнице.
— Через год, в 40 лет, мне сделали первую пересадку почки. Но не совсем удачно — организму она «не понравилась», анализы были не очень, почка заработала только на 40%. В общем, не повезло, — констатировал многодетный папа. — На ней обещали мне максимум полтора года. Я же прожил почти восемь лет, прежде чем снова попасть на диализ. Через год после этого, 6 сентября этого года, — снова пересадка. И сейчас, наконец, анализы как у здорового человека.
Южноуральцы, которым пересадили почки, печень и сердце
На вопрос о том, как решился на такие сложные операции, разводит руками, поясняя, что даже работающая только на 40% пересаженная почка — в разы лучше диализа.
— Потому что какой бы диализ ни был современный, а он за эти годы ой как улучшился, как бы хорошо там ни трудились доктора, с работающей почкой ты не привязан к больнице, — пояснил он. — Ведь диализ — это три раза в неделю по четыре часа сидеть и фильтроваться — это тяжело, в том числе и физически. Плюс чуть-чуть проморгал, чуть больше воды выпил или чуть меньше воды выпил — и у тебя давление туда-сюда скачет до опасных пределов. А сейчас столько свободного времени появилось!
В таких боксах обычно перевозят органы, предназначенные для пересадки
Артур признаётся, что чувствует себя замечательно и планирует осуществить свою мечту — купить дом на колёсах и объездить всю Россию. Теперь врачи не против.
— На диализе даже элементарные поездки несли риск, а тут — столько возможностей! — восхищается Артур.
Дочерям уже 26 и 20 лет, сыну — 13. После развода несколько лет назад они по очереди перебрались к папе. И на обе пересадки почек Артур решился, разумеется, не только ради себя, но и ради семьи.
— Несмотря на то, что пересадки почек уже на поток поставили, любое оперативное вмешательство — это смертельный риск. Случается, что почка вообще не приживается, сразу отторжение идёт, бывает, вирус какой-то мешает, у кого-то сердце не выдерживает. Но я решил, что лучше рискнуть и нормально жить, чем оставлять так, как было. Больше времени уделять семье, себе, самой жизни… От души благодарен врачам за то, что теперь у меня есть возможность строить планы без привязок к больницам!
О развитии трансплантологии в Челябинской области
В этом году исполнилось 15 лет с момента первой операции по трансплантации почки в Челябинской области. Всё это время областной центр трансплантологии, созданный на базе ЧОКБ, непрерывно рос, развивался и совершенствовался. В 2014 году здесь создали банк донорской роговицы, в 2015 году провели первую пересадку печени, с 2017 года начали пересаживать сердца и костный мозг. Сегодня в ЧОКБ выполняют все основные виды трансплантации жизненно важных органов и тканей, но останавливаться на этом не намерены.
По данным на 22 октября, в Челябинской области пересажено 204 почки, 33 печени, 16 сердец. Кроме того, выполнено чуть менее 400 трансплантаций роговицы (до 60 в год) и 26 трансплантаций костного мозга.
Как отметил руководитель центра трансплантации органов и тканей ЧОКБ Александр Полторак, с момента первой пересадки изменилась сама организация всего этого сложнейшего процесса.
Руководитель центра трансплантации органов и тканей ЧОКБ Александр Полторак
— Люди набрались опыта работы в этом направлении, и теперь у нас в регионе работает слаженная мультидисциплинарная команда, все процессы проходят легче, быстрее, проще, и количество таких операций увеличилось, — рассказал Александр Полторак. — Мы планируем и дальше в этом направлении развиваться, увеличивать количество операций.
Меняется и отношение людей к теме посмертного и родственного донорства, поскольку такие операции становятся всё более массовыми и в столице, и в регионах страны.
— И, в принципе, теперь мы достаточно редко встречаем ситуации, когда люди активно отказываются от того, чтобы их родственник стал посмертным донором, — отметил Александр Полторак.
Пациенты со своими врачами, без которых давно пришлось бы проститься с жизнью
Почки, печень, сердце, роговица — далеко не предел возможностей трансплантологии, и в ЧОКБ поступательно готовятся к тому, чтобы начать пересаживать и другие органы.
— Есть большое желание увеличить количество родственной трансплантации почки, освоить методику родственной трансплантации печени, — поделился планами Александр Полторак. — Потому что бывают ситуации, когда пересадка требуется экстренно, а донорский орган мы не можем найти в краткие сроки. Тут, конечно же, на помощь могут прийти близкие родственники и стать спасителями для дорогих им людей. Тем более, приживаемость в таких случаях на 50% выше. Также намерены двигаться в сторону освоения трансплантации поджелудочной железы и трансплантации лёгких.
Между тем, спасительной для себя трансплантации только в Челябинской области ждут несколько сотен человек. Около 200 человек ожидают трансплантацию почки, по 35−40 человек — пересадку печени, сердца и костного мозга.
Про тонкие места и оценку федерального трансплантолога
Челябинский центр трансплантологии — один из сильных в стране, и его команда показывает стабильно высокие результаты, отметил приехавший на конференцию из столицы руководитель Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова, академик РАН, РАМН, главный трансплантолог Минздрава России Сергей Готье.
Главный трансплантолог Минздрава России Сергей Готье
— Здесь проводят не операции впустую, когда люди не выживают — после трансплантации в стенах ЧОКБ люди долго живут и получают совершенно другое качество жизни, как если сравнить, например, человека на диализе и человека после трансплантации почки, — отметил Сергей Готье. — Когда человеку нужна трансплантация сердца, вряд ли он должен ехать за тридевять земель — он просто не доедет до Москвы. Операцию нужно сделать здесь, и это возможно, потому что ЧОКБ обладает этой технологией, здесь есть коллектив, оборудование и так далее.
Тонким местом для центров трансплантации всей страны он назвал систему взаимодействия, в том числе с другими медицинскими учреждениями.
— Мы зависим во многом от донорских органов, и этот национальный ресурс органный не должен пропадать, — считает Сергей Готье. — Если есть возможность изъятия органов у умершего человека, то она должна быть использована для того, чтобы эти органы послужили выздоровлению других, которые в этом нуждаются. Поэтому важно всю медицину совместить в одну работающую систему, и чтобы трансплантология не зависела от недостатка, допустим, финансирования. Процесс идёт, но хотелось бы быстрее.
О важности светить другим
Проведение подобных конференций и в целом поднятие в общественности темы трансплантации важны ещё и потому, что это помогает решать этические вопросы, считает главный врач ЧОКБ Дмитрий Альтман.
Главный врач ЧОКБ Дмитрий Альтман
— Сама по себе проблема трансплантации — это не только проблема медицинская, — пояснил Дмитрий Альтман. — Здесь очень много этических моментов. Стоит каждому помнить о Данко — герое знаменитого эссе Максима Горького «Старуха Изергиль», то есть, о его посыле «сгорая сам, свечу дарю другим». Это один из лейтмотивов всей идеологии трансплантологии.
В Челябинской области самоотверженным людям вручают орден Данко
Что касается повышения уровня пересадок органов, то в этом Челябинской областной клинической больнице помогают и Минздрав страны и области, и местное правительство.
— Уровень развития трансплантации в регионе — это всегда отражение больших серьёзных медицинских изменений, которые происходят в этом регионе, — считает Дмитрий Альтман. — И наша Челябинская область сегодня развивается в хорошем таком темпе. У нас есть хорошие перспективы, есть поддержка со стороны Министерства здравоохранения, правительства региона. На сегодня мы провели уже 204 трансплантации. Потенциально мы готовы [проводить] ещё больше, но есть некие проблемы, которые мы, в общем-то, успешно решаем.
Юлия и Гульсияр Сагитовы
Одной из тех, что поразили на конференции, стала история 64-летней челябинки Гульсияр Сагитовой, которая подарила дочери Юлии свою почку. Этим она спасла дочь от смертельной болезни, обострившейся после родов и ковида. О своих самых сильных переживаниях и страхах перед операцией и после неё, а также о том, как теперь живётся женщинам, они поделились с корреспондентом «Пчелы» после торжественного награждения Гульсияр орденом Данко.
Сайт Pchela.news рассказал уже немало историй о пересадках почек, печени и сердец. Один из тех случаев произошёл в августе 2022 года, когда двое мужчин и двое женщин благодаря трансплантации органов от одного донора стали практически родственниками. А 35-летнему Николаю Гусеву из Еткульского района в 2023-м пересадили печень взамен его собственной, которую напрочь сжевал паразит альвеококк.
Лента новостей
- В Челябинске завели дело на подростков, которые с пистолетом вымогали деньги у 11-летнего школьника
- Челябинцев пригласили на благотворительный джазовый вечер
- Уснул за рулём: в ДТП с автобусом на трассе под Челябинском погиб 31-летний таксист
- Южноуральцам рассказали, какие сюрпризы подготовила погода на предстоящие выходные
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей