Григорий Остер как подсказка для водителей
В ПДД есть несколько так называемых оценочных суждений: занять определенное положение «заблаговременно», обгон «паровозиком», «опасное» вождение. Что все это значит и кто решает, что правонарушение имело место? Разбирается автоблогер Юрий Панченко.
В старой детской книжке Григория Остера слоненок и попугай пытаются определить, сколько орехов образуют кучу? Закончилась история не очень хорошо: пять орехов — еще не куча, а семь — куча. Ответить на вопрос, шесть орехов — это куча или нет, герои книги не смогли. Но им-то простительно. А вот водителям на дороге от подобных вопросов — несладко.
Юрий Панченко
Например, водитель, согласно п.8.6 ПДД, обязан заблаговременно занять крайнее левое или крайнее правое положение перед поворотом направо или налево. «Заблаговременно» — это за сколько метров?
Аналогично «заблаговременно» необходимо включать указатели поворота перед выполнением маневра, — п.8.2 ПДД. Сколько раз должны указатели поворота «моргнуть», чтобы это было расценено как их заблаговременное включение? В принципе можно попробовать сослаться на книжку Г. Остера — 7 раз.
Вопрос, как правильно уступать дорогу пешеходам, вызывает бурю эмоций. На десятиполосной дороге, если водитель едет по крайней правой полосе, а пешеход только вступил на проезжую часть слева, останавливаться и ждать, пока пешеход дойдет до правой стороны дороги, вроде бы не нужно. А на четырехполосной — вроде бы и нужно. Хотя инспекторам все равно. Появление пешехода на проезжей части для них сродни стихийному бедствию: все должны замереть и ждать второго пришествия.
С 25 июня этого года Верховный суд за обгон «гуськом» или «паровозиком» (п.11.2 ПДД) решил привлекать водителей к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП со штрафом в 5 тыс. руб. или лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Когда несколько автомобилей обгоняют одну фуру одновременно, то нарушение данного пункта ПДД более-менее понятно. Но ведь под него подгребают и обгон, когда кто-то далеко впереди кого-то обгоняет. Понятно, что, если водитель выехал из Москвы в Челябинск по дороге М5 протяженностью около 2 тыс. км., то кто-то впереди на дороге обязательно обгоняет. Значит, любой обгон автоматически запрещен?
Глупость, конечно. Но каким должно быть расстояние до автомобиля, который впереди перед вами пошел на обгон, чтобы самому тоже можно было начать обгон? 100 метров? 500 метров? 1000 метров?
Если водитель не зациклен на знаниях ПДД, то в определенных ситуациях он может отстоять свою точку зрения.
Например, водитель совершил обгон на двухполосной дороге без разметки. Инспектор останавливает и вменяет нарушение по ч.4 ст.12.15 КоАП, утверждая, что дорога — четырехполосная. И даже показывает видеозапись: ширина дороги довольно приличная, и на ней свободно могут двигаться легковые автомобили в два ряда в попутном направлении, и в два ряда во встречном направлении. Следовательно, согласно п.9.1 ПДД имеет место четырехполосная дорога, а потому обгон по встречке наказуем по упомянутой выше ч.4 ст.12.15 КоАП.
Решается задача просто: четырехполосная дорога в населенном пункте должна иметь ширину не менее 14 метров. Но кто об этом знает?
Резкое торможение запрещено в п.10.5 ПДД. Но кому известно, что резкое торможение начинается с замедления от 5 м/с2 и выше. Не верите? Пересчитайте, с каким замедлением нужно тормозить, чтобы снизить скорость с 90 км/ч до нуля, например, перед переездом с расстояния 100 метров до него, — п.11.4 ПДД.
Все, о чем говорилось выше, сводится к так называемым «оценочным понятиям».
И приведенные примеры показывают, что с одной стороны водителям предоставлены широчайшие права поступать в конкретных ситуациях определенным образом, а с другой стороны инспекторам ГИБДД предоставлены не менее широкие права привлекать водителей к ответственности, если им показалось, что действия водителя не соответствуют требованиям ПДД.
Но как отстоять свою точку зрения, когда ваша точка зрения на выполнение требований ПДД расходится с точкой зрения инспектора?
Откроем определение Конституционного суда № 1807-О от 17.07.2014: «Что касается оценочных понятий, … то их использование не свидетельствует о неопределенности содержания норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций».
Оценочные понятия, … имеют доступное для восприятия субъектами соответствующих правоотношений значение, их содержание наполняется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению этих нормативных положений».
Откроем определение КС от 21.02.2008 № 120-О-О: «При этом, применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела, судья принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения».
Перевожу с русского на русский, что сказал Конституционный суд: все решают полицейский и судья, работа которых оплачивается из одного источника. Потому:
- Инспектор всегда прав;
- Если инспектор не прав — смотри п.1.
Что остается делать водителям? Действовать с большим запасом по расстоянию и времени.
Если вспомнить п.11.2 ПДД с его запретом обгона «паровозиком», то легко можно прикинуть, что на обгон фуры, которая движется с положенной скоростью 70 км/ч, понадобится не менее 150 метров, если водитель движется со скоростью 90 км/ч. Если дорога свободна на данном расстоянии — на встречной полосе нет ни попутных, ни встречных — обгоняйте.
И остается поблагодарить депутатов Госдумы, которые до сих пор не ввели наказание за опасное вождение, которое запрещено в п.2.7 ПДД.
Запрет на опасное вождение появился в мае 2016 с подачи тогдашнего вице-премьера Игоря Шувалова. Данный запрет представляет из себя сборную солянку из существовавших в ПДД запретов. Причем в описании опасного вождения нет ни одного количественного критерия — только оценочные понятия. И опасное вождение станет страшным инструментом в руках инспекторов ГИБДД, если за него введут наказание.
В частности, опасным признается вождение со множественными перестроениями подряд. Два перестроения за минуту — это много? А два перестроения за 10 секунд? Увы, но приходится вновь обратиться к Остеру. Семь перестроений за минуту, думаю, будут являться множественными перестроениями.
Лента новостей
- «Трактор» на домашнем льду крупно проиграл китайскому «Куньлуню»
- В Челябинской области полицейские устроили погоню со стрельбой за пьяным водителем
- Борется с вирусами и улучшает работу мозга: южноуральцам перечислили полезные свойства сала
- В Челябинске завели дело на подростков, которые с пистолетом вымогали деньги у 11-летнего школьника
- Челябинцев пригласили на благотворительный джазовый вечер
- Уснул за рулём: в ДТП с автобусом на трассе под Челябинском погиб 31-летний таксист
- Южноуральцам рассказали, какие сюрпризы подготовила погода на предстоящие выходные
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России