От парков до парковок: во что превратился самый раскрученный микрорайон Челябинска
«Пчела» представляет спецпроект о строящихся микрорайонах «Новый Челябинск». Мы хотим рассказать о том, как развивается та или иная территория и решаются ее проблемы, и помочь сориентироваться тем, кто выбирает, где купить жилье. Сегодня в центре внимания — «Парковый».
«Парковый» — район, придуманный маркетологами. Даже название, которое сочинили лет 8 назад во имя роста продаж квартир, прижилось и ушло в народ. Сейчас пресловутую парковость душат расширяющейся застройкой, а те, кто когда-то купился на глянцевые проспекты, всем миром ставят подписи под жалобами по благоустройству. Самое поразительное при этом, что в некоторых, порой неожиданных аспектах «Парковый» — отличный район, который можно смело рекомендовать для проживания. Но кому и в каких случаях?
Рай для семей
Первым человеком, который рассказал нам о жизни в «Парковом» в деталях, была победительница нашего конкурса читательских новостей. Наталья прислала новость о том, что грузовик в «Парковом» провалился под тротуар. «Недавно рабочие раскапывали там глубокую яму, чтобы проложить трубы к новостройке», — рассказала тогда «Пчеле» жительница микрорайона. За призом Наталья пришла с маленькой дочкой. Все это показательно, как на подбор. Проблема вечной стройки — максимально типичная для «Паркового», а молодые родители составляют большой процент местных — в дома микрорайона, привлеченные низкими ценами на новое жилье, годами селятся молодые семьи.
— «Парковый» — это рай для семей, — улыбаясь, безапелляционно говорит Наталья, — У нас очень много мам с детьми. В выходные вы сразу заметите, как много людей гуляют с колясками и подросшими ребятишками. Подруги приезжают в гости и удивляются, как много всего есть для детей — и площадки, и какие-то детские центры.
Во дворах есть ухоженные площадки — наша управляющая компания даже отгородила некоторые газоны и поставила таблички, что запрещено гулять с собаками, пытается украшать наши придомовые территории, ухаживать за ними. Вообще, мы с мужем долго выбирали, куда переехать, и решились на «Парковый», потому что это наиболее удаленная точка и от Томинского ГОКа, и от заводов. И когда переехали сюда с улицы Захаренко, сразу почувствовали, что воздух гораздо чище: приятно гулять с дочкой, можно спокойно проветривать квартиру.
Если говорить о минусах, то иногда мне кажется, что «Парковый» — это от слова «парковки». Они тут сплошь, и это просто страшно. Едешь по Краснопольскому — и слева, и справа парковки, при этом пешеходных дорожек нет — гулять можно только по дворам и в парках. Есть еще отдельная история с шумоизоляцией — она никакая. Часто по соседству делают ремонт — дом новый, люди обустраиваются. Но в целом, все это не катастрофа, мы и в прежней панельке слышали громкие разговоры.
Антиутопия и постапокалипсис
Второй человек, который согласился поговорить с нами о том, как ему живется в «Парковом», — молодой дизайнер Игорь. У него нет маленьких детей, зато есть машина, и он назвал главную проблему района без колебаний:
— Краснопольский проспект, главная улица микрорайона, очень запущена — дорога совсем разбита. И все же знают про фейковые ливневки? От них совсем нет толку, весной у нас тут настоящие потопы. Но самое ужасное — незаконные, как мне кажется, парковки. Огромная дворовая территория представляет собой пустырь, заполненный машинами. При этом во дворе вот так сходу и не запаркуешься, приходится покрутиться. Продолжается обильная застройка, иногда мне кажется, будто я нахожусь в антиутопии, среди кладбища панелек.
Что касается ухоженности придомовой территории, я бы поставил 2,5–3 балла по пятибалльной шкале. Да, цветники у подъездов есть, но часто они не ухожены и зарастают сорняками. От мусора по утрам дворы убирают, есть асфальтовые дорожки, но они потрескались, есть выбоины, особенно плачевная ситуация вокруг люков. Гулять по двору неприятно, он заставлен машинами, а площадки засыпаны чем-то вроде мелкого щебня, серая пыль от которого остается на обуви. Вода из крана течет желтого оттенка, приходится покупать бутилированную. К отоплению претензий нет, оно еще и регулируется, это очень удобно. Шумоизоляция никакая: у меня сверху, снизу и сбоку сумасшедшие соседи. Знаю не только то, что моя соседка слушает отвратительную музыку, но и много других подробностей из ее жизни. Вообще, контингент такой: пожилые люди, много молодых семей, на улицах мамочки с колясками, а еще студенты, которых скорее всего, привлекает низкая стоимость съемного жилья. Много нечистоплотных людей, мусор в подъезде — в порядке вещей. Думаю, что все же главная проблема — в Краснопольском проспекте. Было бы здорово, если бы за ним следили, решились бы и проблемы автомобилистов, и гулять по нему стало бы приятно.
Район с видом на стройку
То, что «Парковый» — район, полный противоречий, стало еще очевиднее на встрече дискуссионного клуба «ПроПолис», посвященной проблемам новых микрорайонов. И в Чурилово, и в «Парковом», и в «Парковом 2» они общие — это транспортная доступность и, прежде всего, расширяющаяся застройка, за которой не успевает инфраструктура. После дискуссии один из ее активных участников, администратор паблика «Парковый Челябинск» Дмитрий Григорчик согласился устроить корреспондентам «Пчелы» экскурсию по району.
То, что «Парковый» находится на удалении от городской суеты, отлично чувствуется, когда едешь из центра. На это требуется 15–20 минут, которые кажутся необременительными на машине и не в час пик, а вот если представить, что добираешься через пробки на общественном транспорте, слегка передергивает. И снова — контрасты: яркие новостройки высятся на фоне пыльных, битком заставленных автомобилями парковок, а зеленые островки контрастируют с грязными обочинами — где-то без намека на тротуар, а где-то небрежно брошены бетонные плиты. А въезд во двор на автомобиле — испытание для вестибулярного аппарата.
— Мы уже шесть лет живем без нормальных заездов во дворы, ведем бесконечную переписку с чиновниками, которые предлагают подождать — до 2025 года, — говорит Дмитрий Григорчик.
Кроме жутковатых обочин и антиутопичных парковок заметное пятно на ландшафте «Паркового» — стоянка для маршрутных такси. Водители останавливаются там отдохнуть и перекусить в местной шаурмячной — и тут же бросают обертки и упаковки, а то и справляют нужду. Выглядит это примерно как зона для пикника, где отдыхают очень неопрятные люди. Сделать с этим ничего нельзя: людям нельзя запретить тут останавливаться и обедать, ну и понятно, что никто не поставит тут пост общественного контроля 24/7. Выход — хотя бы установить биотуалет, но непонятно, кто должен этим заниматься.
— Парадоксально, но до сих пор все дороги микрорайона сейчас — объекты незавершенного строительства. Нет тротуаров, где люди могли бы с удовольствием гулять и комфортно добираться до остановок общественного транспорта, нет нормальных пешеходных переходов и остановочных комплексов, — рассказывает администратор паблика.
Мы проезжаем мимо стильной, ухоженной остановки — качественно сделали один павильон. А потом, как водится, что-то пошло не так, и остальные остановки выглядят крайне неуютно.
Пока едем в сторону школы — возможно, самой большой в Челябинске, общественник рассказывает детективную историю пропавшего хоккейного корта. Спортивный объект стоимостью несколько миллионов рублей микрорайону подарила управляющая компания «Гринфлайт», но временно его установить не получалось, и УК «Ключевые люди» произвела демонтаж. Какое-то время корт лежал под открытым небом, потом его увезли, якобы на хранение. Дмитрий тем временем искал подходящую площадку. А когда нашел и обратился за кортом, человек, который руководил перемещением площадки, сказал, что хоккейного корта нет, и он не знает, где он. Концов было не найти, и Дмитрий даже рассматривал другие недавно установленные в городе хоккейные площадки, узнавал их происхождение. Но пока тайна не раскрыта. А мы подъезжаем к школе.
— Обещанная застройщиком школа появилась не сразу, зато сразу оказалась перегружена в три раза, — объясняет Дмитрий Григорчик. — И ситуация только усугубляется: в прошлом году было набрано 17 первых классов, в этом уже 25. Людям обещали, что дети будут ходить в кружки и на продленку, но возможность этого, конечно, сильно урезана — обычные бы уроки провести.
Разрешить проблему призвана новая школа общей площадью почти 27 тыс. кв. м., рассчитанная на полторы тысячи учеников. Сейчас ее бойко строят в 55 микрорайоне.
Экскурсия продолжается, мы углубляемся в район. Стройки и тут и там вгрызаются в лес.
— «Парковый» — микрорайон с видом на стройку, — замечаем мы. Дмитрий Григорчик показывает объекты незавершенного строительства. Есть совсем заброшенные — кто-то хотел построить коттедж и передумал, и теперь развалины красного кирпича расписывает нецензурными надписями молодежь.
Кое-где пробивается зелень, и в лучах солнца это выглядит даже красиво. Но больше активных строек. Где-то дома растут на местах, которые изначально предназначались для детских садов.
— У нас работают пять детсадов, но они не покрывают потребности даже льготников, — возмущается Дмитрий Григорчик. — Новые детсады тоже строят, но этого мало. А вместо полноценной поликлиники с горем пополам открылся офис врача общей практики.
В 56 микрорайоне разворачивается типичный образчик расширяющейся застройки. Общественники считают, что здесь творится беззаконие.
— Писал в прокуратуру, губернатору, в разные инстанции, что стройка незаконна. Отвечали, что прошли публичные слушания, возражений не было, разрешение на частную застройку получено.
В финале поездки спрашиваем у Дмитрия Григорчика, в чем, по его мнению, преимущества жизни в «Парковом» — ведь наверняка есть и светлая сторона.
— Самое очевидное, это, как и у всех спальных районов, — удаленность от суеты, чистый воздух и — все-таки пока это есть — лес, в котором можно гулять. Кроме того, я считаю, что здесь достаточно безопасно. Иногда может показаться, что это не так, но это потому, что любое рядовое ЧП в тихом «Парковом» начинает очень бурно обсуждаться. Но на самом деле у нас даже злачных мест нет.
— Чтобы хотя бы не усугублять имеющиеся проблемы, нужно остановить выдачу разрешений на застройку, — резюмирует Дмитрий Григорчик.
Кому в Парковом жить хорошо?
— Впечатление от района сильно зависит от того, откуда приехали жильцы и с чем сравнивают — с запущенными окраинами или центром города, — говорит Дмитрий Довженко, с которым мы отправляемся на финальную экскурсию. Он — депутат Челябинской городской думы по этому округу и тот самый человек, который выступает связующим звеном между жителями и властями. Довженко считает, что «Парковый» — это, в сущности, маленький город: по его оценкам, здесь живут от 70 до 90 тысяч человек.
Мы подъезжаем к району и обсуждаем, легко ли сюда добраться.
— Считаю, что проблема транспортной доступности — одна из ключевых. Парковый проектировался как спальный район, и рабочих мест тут нет, поэтому по утрам и вечерам на въезде большой трафик. Дома строить продолжают, вырубают леса, а вот школы и детские сады строить забывают. Название «Парковый» — хороший маркетинговый ход, но с точки зрения тех людей, которые расписывали преимущества и при этом знали, что ничего не будет реализовано, — это мошенничество.
— Были судебные иски?
— Может и были, но вряд ли. Это же история маленького человека, который боится противопоставить себя бюрократической машине: у него нет денег на юристов и, главное, у него нет времени на то чтобы ходить по судам, потому что нужно ходить на работу и кормить семью. Он и не должен ничего этого делать.
Мы заезжаем в Парковый и снова оказываемся в море парковок на обочинах.
— Смотрите, улицу Бейвеля хотят под Краснопольский расширять, поэтому считается, что все эти стоянки — территория расширения дороги. Но по факту они эксплуатируются непонятными людьми.
Проезжаем мимо школы, напротив которой, как будто по иронии, большая и заметная вывеска пивного магазина.
— Самая большая школа в Челябинске, — замечает депутат. — С пивным магазином тут борются постоянно, но убрать его не могут, потому что формальные требования закона соблюдены — он находится дальше 50 метров от школы. Приходится договариваться: вывеску завесили на выпускной, чтобы у ребят были нормальные фотографии, ну и когда сюда приезжают власти, тоже срочно завешивают.
На улице Хариса Юсупова есть небольшой, примерно стометровый участок дороги, который годами генерирует ненависть местных жителей, — он состоит из грязи и выбоин. Довженко пытается что-то с этим сделать уже пять лет.
— Обещали забетонировать пять лет назад — тогда я привозил сюда Тефтелева, он согласился, и ремонт дороги поставили в план. Но каждый год этот ремонт переносят — всегда оказывается, что есть что-то важнее и срочнее. Сейчас вроде договорились, что сделаем совместно с управляющей компанией КЖСИ — за наши деньги. Хотя должен был это делать застройщик или город.
— Это улица Лобырина, — показывает депутат. — Она запроектирована, но по факту ее нет, формально это строительно-пожарный проезд. Все, что я смог сделать, привез сюда мэра, и вот — пожалуйста — асфальт. Хотя сейчас ему уже четыре года, по Лобырина хотя бы можно проехать.
Еще одна катастрофа разворачивается во дворе дома 79 на улице Профессора Благих. Здесь установлен большой красочный детский городок, и все бы хорошо, но рядом с ним, хоть и отгороженный — котлован. А когда заборы мешали детям лезть туда, где интересно?
— Бьемся который год с этим котлованом, но все то же самое: земля частная, никто ничего сделать не может. До первого провалившегося ребенка, видимо.
Но самым большим своим поражением депутат считает, что пока так и не смог добиться появления новой поликлиники в районе.
— Да, есть пятая поликлиника, но она вся переполнена. Вопрос с доступной медицинской помощью стоит остро. Но его решение — на уровне губернатора: это полномочия региона.
— А выход-то какой? Все эти проблемы нерешаемы?
— Решаемы. Нужно продолжать писать в инстанции. Но не самостоятельно. Я своим избирателям говорю: ребята, я любое ваше письмо донесу туда, куда нужно. Но надо чтобы вас было хотя человек сто. Я доведу проблему напрямую до мэра, до губернатора, но когда я просто прихожу и рассказываю, это одно, а когда рассказываю и показываю письмо, под которым стоит пара сотен подписей — то это совершенно другое.
Болезни роста
Полный противоречий город в городе: пока еще зеленый, но погруженный в вечную стройку, безопасный — но с картонными стенами, вдали от городской суеты и заводов — но заставленный парковками, населенный молодыми семьями — но без садиков и школ. Стоит ли покупать квартиру в «Парковом»? Стоит, если правильно оценить все риски, подумать о том, насколько фатальны для вас эти минусы. А самое главное — нужно приехать, посмотреть конкретный дом, узнать, какая управляющая компания занимается благоустройством, не разрыт ли перед вашим будущим домом очередной котлован, забетонирован ли въезд во двор, и, наконец, поговорить с жителями — вот правильный алгоритм, после которого вам все станет понятно.
- Ольга
- Андрей
Лента новостей
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- Мошенники стали чаще писать жителям Челябинской области от имени начальников
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- Замерзающего африканского ёжика спасли с мусорки в Челябинской области
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных
- В Магнитогорске завели уголовное дело после ДТП с трамваем, сбившим пенсионерку
- Мэр Челябинска намерен решать проблему аварийного жилья при помощи реновации
- В Челябинской области девятый день ищут пропавшего на водохранилище 36-летнего рыбака