Быть ли в Челябинской области раздельному сбору мусора? Большое интервью с директором ЦКС Захидом Камиловым
Как будет работать регоператор в условиях пандемии коронавируса, состоятся ли субботники, грозит ли нам новый мусорный коллапс и когда же все-таки в Челябинской области полноценно запустят систему раздельного сбора мусора? На эти и другие вопросы «Пчелы» и читателей ответил директор «Центра коммунального сервиса» Захид Камилов.
Главное — безопасность
— Начнем с темы номер один — коронавирус. Как это отразилось на вашей работе?
— Изменения есть, хотя мы продолжаем работу в штатном режиме, поскольку относимся к числу организаций, занимающимся жизнеобеспечением населения. Из-за объявленных нерабочих дней у нас возникли две серьезные проблемы. Первая — резко, почти на треть, вырос объем отходов: люди сидят дома, мусора больше. Нам пришлось соответственно увеличить количество рейсов. Вторая проблема — припаркованные машины, мешающие проезду нашей техники. С ней мы боремся и уговорами, и с помощью ГИБДД. Прошло уже несколько рейдов — автомобили, стоящие у контейнерных площадок, эвакуировали. Будем так же действовать и дальше.
Захид Камилов
Все грузчики и водители носят средства защиты — маски, очки, перчатки. Кабины мусоровозов ежедневно дезинфицируются. Для сотрудников офисов и касс, особенно взаимодействующих с населением, тоже закуплены медицинские маски и дезинфицирующие средства. Стараемся максимально обезопасить и своих сотрудников, и людей, которые к нам приходят.
— А что с субботниками? Они будут?
— Они будут, но из-за коронавируса пройдут без участия жителей.
— ЦКС не раз обращался к властям через СМИ, указывая на необходимость заключать отдельные договоры на вывоз мусора с субботников. Есть ли прогресс?
— Да, органы местного самоуправления нас услышали. В городской мэрии по этому поводу было много совещаний под руководством заместителя мэра по городскому хозяйству Александра Астахова. Есть понимание и с главами районов. А вот с управляющими компаниями ситуация, к сожалению, остается тяжелой. Далеко не все они понимают, что отходы с субботников не относятся к ТКО, и что для их вывоза нужен другой договор. Создается опасная ситуация, да еще в год 75-летия Победы, и к 9 мая надо уже все убрать. У нас есть почти месяц, но на подготовку тоже нужно время. Поэтому мы в очередной раз призываем все управляющие компании все-таки заключить эти договоры. Мы максимально упростили условия, а также создали пункты перегрузки, чтобы минимизировать их расходы и повысить эффективность нашей работы.
Кто за что отвечает
— Чем закончись споры о том, кто должен обустраивать контейнерные площадки? Кто все-таки должен убирать пришедшие в негодность евроконтейнеры?
— По этому поводу уже поступило множество разъяснений от Минстроя и Минприроды. Из них следует, что главное — определить эксплуатационную принадлежность контейнерной площадки. Позиция Минприроды понятна и она соответствует законодательству: площадка принадлежит собственнику земельного участка, а если он отсутствует, то органу местного самоуправления. Это сделано с расчетом на то, что площадки станут общедомовым имуществом, потому что это логично: имущество многоквартирного дома должно содержать в себе все необходимое для его жизнеобеспечения. А контейнерная площадка — это коммунальная инфраструктура. Поэтому она должна принадлежать МКД и эксплуатироваться управляющими компаниями.
Что же касается контейнеров, то Минстрой разъяснил, что контейнерная площадка и контейнер — единое целое, поэтому в чьей собственности площадка, тот и должен следить за порядком на ней, в том числе за контейнерами. Мы как региональный оператор готовы помогать и занимаемся этой работой. Тем более, что большая часть контейнеров принадлежит нам: за два года работы мы уже их приобрели на семьдесят два миллиона рублей. Контейнеры, которые выбывают из строя, мы стараемся или заменять самостоятельно, или, как минимум, убирать с площадки.
— Если житель видит сломанный контейнер на площадке, куда ему обратиться?
— Наверное, эффективнее всего, чтобы соблюдался принцип «одного окна», к нам. Мы ведем учет контейнеров своих и не своих. Узнаем, кому принадлежит площадка, и ответим потребителю, а заодно сообщим и той организации, которая должна заменить контейнер.
— Еще одна острая тема — мусоропроводы. Нам известна уточненная позиция законодателя по этому вопросу: регоператор должен забирать отходы только в местах их накопления — с контейнерных площадок. Но не возникает ли напряженных ситуаций в связи с этим?
— Во всех городах в тех трех кластерах, где мы работаем, есть многоквартирные дома с мусоропроводами. Но проблема возникает только в одном — это Миасс, потому что там в свое время элементарно не обустроили контейнерные площадки. Теперь управляющим компаниям негде размещать контейнеры, и они вынуждены подстраиваться под наш график, или же мы под их. Однако создание контейнерной площадки — это задача, в первую очередь, органов местного самоуправления, и мы призываем ее решить.
Проблемы вокруг мусорокамер были только в Миассе
Денег нет, но пока держимся
— В недавнем интервью «Пчеле» известный челябинский экономист Сергей Гордеев сказал, что из-за большого транспортного плеча регоператор несет такие расходы, что неизбежен либо очередной коллапс, либо повышение тарифа. Вы разделяете эти опасения?
— Я абсолютно согласен с первой частью этого заявления — мы действительно несем колоссальные расходы по транспортному плечу. Верно и утверждение, что потенциально это может привести к каким-то ситуациям, которые будут угрожать нашей работе. Поэтому с учетом экономической ситуации, внешних условий и наших транспортных пробегов рост тарифа неизбежен.
Напомню, что сейчас в Челябинской области самый низкий тариф в Уральском федеральном округе — не превышает 80 рублей против 110–130 рублей в других областях. Мы ожидаем, что тариф на Южном Урале должен стремиться к среднему по региону — эти цифры достаточно объективны.
— В продолжение темы — какова ситуация с собираемостью платы с населения?
— Плохая, к сожалению. Сейчас чистый долг населения перед региональным оператором — более 500 млн рублей. Больше всего долгов в Магнитогорском кластере, потому что ЦКС работает там дольше всего, с 2018 года. Мы проводим большую разъяснительную работу с жителями, но иногда, в качестве крайней меры, вынуждены обращаться в суды. Это позволило повысить собираемость, сейчас она немного превышает 80 процентов, это чуть выше, чем средний показатель по России. Но накопленный долг портит всю картину.
Делить будем
— Планируете ли развивать тему с раздельным сбором мусора?
— Челябинская область стала одной из пилотных в России: система уже развивается в Южноуральске и Копейске. Мы работаем в этих условиях год и находимся на стадии сбора и анализа статистической информации. Это объемный вопрос и длительный процесс, но, полагаю, до окончания первого полугодия 2020 года мы уже сможем сделать выводы, куда нам двигаться дальше.
Пока мы видим, что мусор лучше делить на две фракции — сухие отходы, которые пригодны для дальнейшей переработки, и пищевые, которые напрямую идут на полигон для захоронения. В Челябинске планируем начать этот проект в четвертом квартале 2020 года и в 2021–22 году. Челябинск — город крупный, и за один год вряд ли удастся все наладить. Мы подхватили и работу, которая ранее велась в Копейске, правда, несколько не в том русле, в котором велит законодательство. Так что мы несколько ее откорректируем. Тем не менее, в ближайшее время в Копейске эта работа будет активизирована, необходимое для раздельного сбора оборудование уже приобретено.
Вопросы от читателей
Ирина Фадюшина: «Кто сейчас вывозит мусор из зеленых контейнеров для пластиковых бутылок?»
— Смотря чей это контейнер. Если речь о сетчатых контейнерах, то их размещал не региональный оператор, а сторонние организации. Отходы скапливались, их никто не вывозил. Нам пришлось вмешаться и все убрать, поскольку назревало неблагоприятное санитарное состояние. Ситуацию мы исправили, и сейчас организации, которые занимаются вывозом пластиковых отходов, нам известны. Но к регоператору они не имеют отношения.
Вадим Шаврин: «Контейнеры в нашем городе постоянно открыты. Видел в Стерлитамаке контейнер с отверстием в крышке. Очень удобно — и крышка закрыта, ароматов меньше. Появятся ли такие у нас?»
— Думаю, речь о так называемых заглубленных контейнерах. У них основная часть находится под землей, а над землей — отверстие с крышкой. Действительно, запаха нет, мусор не разлетается, для собак такой контейнер недоступен, и все это позволяет сделать вид контейнерной площадки приятнее. Но, во-первых, такие контейнеры очень дорогие, а во-вторых, не везде их можно установить. В целом мы как региональный оператор не против, хотя это и приведет к изменениям в инфраструктуре, а еще надо будет дооснастить технику. Но само строительство таких площадок — это задача органов местного самоуправления.
Анастасия Сатори: «Когда в Челябинске появятся контейнеры бункерного типа, как, например, в Оренбурге, с возможностью разделять много фракций отходов?»
— В некоторых населенных пунктах такие контейнеры экспериментально используются, но их немного в России. Причем они обычно устанавливаются не на улицах, а в помещениях. Чтобы был смысл в использовании такого контейнера, нужно, чтобы забирала его машина с таким же разделением по фракциям в кузове. Стоит такая очень дорого. Поэтому мы сейчас исходим из того, что должны создать хотя бы базовую инфраструктуру для раздельного сбора, а потом уже переходить к тому, что есть какие-то более дорогие и современные контейнеры и машины.
Виталий Полторацкий: «Почему присылают счета гражданам, проживающим там, где не установлены контейнеры согласно санитарным правилам?»
— Действительно, в соответствии с санитарными правилами, контейнерная площадка должна быть установлена не дальше 100, но не ближе 20 метров от дома. А у нас часто площадка размещается в 500 метрах от дома и дальше, и люди говорят: «Мы не должны платить, потому что площадка не соответствует требованиям СанПиН». Здесь нужно прояснить, что выполнять эти санитарные правила — обязанность органов местного самоуправления, которые эти площадки размещают. А работу регоператора они не регулируют. Тем более, что от того, как далеко от конкретного потребителя находится площадка, не зависит, образует ли он отходы. И если образует, то вопрос — куда он их выносит? Наконец, многие люди считают, что размещенная согласно санитарным нормам площадка в условных 70 метрах — это слишком близко, и запах доносится, и собаки собираются. Так что, хотя с регулированием этого вопроса пока и есть сложности, не стоит путать требования санитарного законодательства с требованиями жилищного.
Фото: wikimedia.org, пресс-служба ООО «Центр коммунального сервиса», Татьяна Тихонова
Лента новостей
- «Трактор» на домашнем льду крупно проиграл китайскому «Куньлуню»
- В Челябинской области полицейские устроили погоню со стрельбой за пьяным водителем
- Борется с вирусами и улучшает работу мозга: южноуральцам перечислили полезные свойства сала
- В Челябинске завели дело на подростков, которые с пистолетом вымогали деньги у 11-летнего школьника
- Челябинцев пригласили на благотворительный джазовый вечер
- Уснул за рулём: в ДТП с автобусом на трассе под Челябинском погиб 31-летний таксист
- Южноуральцам рассказали, какие сюрпризы подготовила погода на предстоящие выходные
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России