В Челябинске провели уникальную операцию на сердце через крохотный прокол между рёбер

Кардиохирурги Челябинской областной клинической больницы впервые провели сложнейшую операцию, которую в России делают лишь в шести клиниках. Они выполнили аортокоронарное шунтирование сердца через крохотный прокол между рёбрами. Пациент, который в конце года без отдыха мог пройти максимум 300 метров, уже ежедневно наматывает по коридорам больницы километры и готовится к выписке. «Пчела» выяснила, как прошла операция и кому хирурги могут оказывать такую помощь.
— Когда начались проблемы с сердцем, обратился в больницу. Год назад сделали стентирование, и на какое-то время наступило облегчение, — рассказал 60-летний инженер-электрик из Магнитогорска Александр Мочалов. — Но стенд быстро забился тромбами — и снова стало плохо. Достаточно было пройти метров триста, чтобы появились боль в грудной клетке и одышка. Приходилось много отдыхать, чтобы дойти до нужного места. До болезни из 58 лет пусть непрофессионально, но лет 40 занимался физической культурой, ещё активным садоводом был. И вдруг со всем этим пришлось завязать — конечно напрягало! В общем, чтобы перестать мучится и снова начать жить, снова обратился к кардиологам и попал в областную больницу.
Операцию ему сделали 27 декабря.
— Уже на следующий день меня перевели из реанимации в обычную палату, а на четвёртый день я уже пошёл! — поделился пациент. — Сейчас чувствую себя прекрасно, хожу по километру по этажам, по лестнице туда-сюда — симптомов, которые были до операции, совсем не чувствую. При этом корсет носить не нужно, а на память об операции — только шрам совсем маленький между рёбрами. В планах — снова жить. Когда в Магнитку вернусь, буду много ходить, как доктора рекомендуют, постепенно увеличивая нагрузки. Ещё скоро весна — в саду помидоры, огурцы, всё посадим. А дома уже ждут с нетерпением жена, дети и четверо внуков — есть, ради кого стараться.
Оперировал Александра Мочалова кардиохирург Челябинской областной больницы Павел Верещагин — он единственный на сегодня в регионе может проводить такие операции. Чтобы выполнять эти операции, он в течение полутора лет проходил обучение в российских и зарубежных клиниках.
— Технически малоинвазивное оперативное лечение более сложное — это связано с тем, что доступ и оперативное поле небольшие, и не всё поддаётся быстрой оценке, — рассказал Павел Верещагин. — Но само её проведение также безопасно для пациентов, как и открытое вмешательство (через разрез грудной клетки) на работающем сердце. Пока малоинвазивное АКШ (аортокоронарное шунтирование) рассчитано на определённую категорию пациентов — с однососудистым поражением, но в перспективе планируем освоить и более тяжёлые случаи.
Методика применятся у пациентов с ИБС (ишемической болезнью сердца), у которых атеросклеротические бляшки в сосудах суживают просвет и не дают крови адекватно снабжать кровью сердечную мышцу. При АКШ создаётся обход за этой бляшкой, чтобы восстановить кровоток поражённого сосуда.
Возраст для таких операций не является показанием или противопоказанием. Малоинвазивное вмешательство не подходит при многососудистом характере поражения, огромном сердце с уже сформировавшейся кардиомиопатией и кальцинировании сосудов сердца.
— Методика, которую мы выполнили, проводится без стандартного большого разреза, «открывающего» грудную клетку, — отметил заведующий отделением кардиохирургии ЧОКБ Михаил Нуждин. — Хватает небольшого разреза — торакатомии в межреберье. Это уменьшает риск вмешательства, помогает снизить риск послеоперационных осложнений, послеоперационный болевой синдром. Реабилитация пациентов и возвращение их к привычному образу жизни заметно ускоряются.
Такие операции требуют отточенных навыков всей операционной бригады, и большое значение имеет профессиональный уровень анестезиологов, которые во время работы следят за работой организма.
— В момент этой операции пациент дышал одним лёгким, второе анестезиолог принудительно сдавливал, убирал из газотока, чтобы оно не закрывало обзор кардиохирургу, — поделилась подробностями руководитель центра анестезиологии и реанимации ЧОКБ Наталья Сафронова. — В это время газообмен нужно было поддерживать, доставка кислорода сохранялась к каждой клетке всего организма. А после того, как ранее сжатое лёгкое снова раздувают, важно быстро вернуть его в рабочее состояние. У нас есть прекрасная медицинская техника, а наркозно-дыхательный аппарат, на котором мы работаем при таких операциях, сохраняет и спасает лёгочную ткань. Однако без мастерства и опыта анестезиолога — это всего лишь машина.
На сегодня в России только шесть крупных клиник делают подобные операции, в том числе в Астрахани, Новосибирске и Санкт-Петербурге. В Челябинске пока только один специалист может проводить малоинвазивное АКШ, но в ближайшее время кардиохирурги готовы поставить такие операции на поток и расширить перечень пациентов, которым можно помогать таким способом.
Лента новостей
- Родники в Челябинской области назовут в честь героев Великой Отечественной войны
- Стало известно, в каком храме Челябинска пройдут главные Пасхальные торжества
- Челябинца, спасшего ребёнка от пьяного рецидивиста с ножом, наградят
- За избиение пенсионера на дороге в Челябинской области мужчину оштрафовали на 100 тысяч рублей
- Челябинский зоопарк начал работать по новому графику
- Челябинские онкологи опробовали новое оборудование для лечения рака молочной железы
- Пьяный челябинец напал с ножом на 11-летнего ребёнка
- За неделю в Челябинской области произошло 135 ландшафтных пожаров
- Синоптики выяснили, когда в Челябинской области закончатся дождь с мокрым снегом
- В центре Челябинска установят памятник адвокату Фёдору Плевако
- За неделю в Челябинской области задержали более 250 пьяных водителей
- В мэрии Челябинска рассказали, как будут бороться с пробками на Комсомольском проспекте
- Новый директор «Таганая» поделился планами по развитию нацпарка
- В челябинском парке повредили мемориальную стену с фотографиями воинов ВОВ
- Стартовала регистрация избирателей на предварительное голосование правящей партии
- В Челябинске прошёл мощный и красивый апрельский снегопад