Аватарка как искусство: челябинские фотографы — о том, что такое современное фото
Во вторник, 15 октября, в доме союза художников России на ул. Цвиллинга, 34, откроется выставка современной фотографии. «Пчела» поговорила с Олегом Наумовым и Иваном Ведерниковым, фотографами, чьи работы можно будет увидеть на выставке. Как мир фотографии изменило то, что сделать неплохой снимок на телефон может каждый, стоит ли заказывать фотосессию для «Тиндера» и что удивит того, кто решит заниматься фотографией профессионально, читайте в материале.
— Эта выставка проходит во второй раз, первая была в 2016 году. Если все получится, есть в планах сделать ежегодной, — рассказывает Олег Наумов. — Организаторы — TFP Group — это огромное фотосообщество, очень живое, с вовлеченными активно комментирующими людьми, всего в паблике более 25 тысяч человек. Выставка состоит из отобранных работ участников. На отбор было выслано более полутора тысяч фотографий, из них выбрали около сотни. Среди них есть и одна моя, причем я даже не знаю, какую именно выбрали — для меня это будет сюрпризом.
Олег Наумов
— Что объединяет эти фотографии? Что вообще сейчас снимают фотографы в Челябинске?
— Это одно из самых интересных свойств этой выставки — у нее нет тематики, просто кадры, которые цепляют. И в этом же суть современной фотографии — жанров столько, что точно можно найти то, что отзовется у тебя. Если говорить о том, что снимают, то да, точно будет много женских портретов, но намного чаще стали встречаться снимки и с парнями. Я и сам был моделью. Точно будут фото природы, в стиле городского пейзажа. Точно не будет ню — можно смело приходить с детьми. Я сам с большим интересом буду изучать экспонаты, для меня самого вопрос о том, что творится в современной фотографии, открытый. А еще мне кажется важным то, что формат офлайн-выставки позволит рассмотреть каждую фотографию внимательно, вдумчиво, а не быстро скролля ленту во соцсети. Хочу увидеть такой снимок, который заставит меня остановиться возле него и долго изучать.
— Как давно вы занимаетесь фотографией? Это основное занятие или «для души», а «для денег» есть другая работа?
— Бегаю с зеркалкой всего года четыре, а с людьми работаю полтора. Первое время снимал город, пейзажи, это было увлекательно, вдохновляло, но денег совершенно не приносило, а работа с людьми раскрыла новые горизонты — и монетизацию. Сейчас это мой основной доход.
— Свадьбы снимаете?
— Не скажу, что снимать свадьбы — это что-то ужасное, есть прекрасные фотографы, которые работают в этом жанре. Но лично у меня нет ни одного такого снимка, еще я не снимаю семьи и детей. В основном мои клиенты — это те, кому нужны персональные снимки, контент для соцсетей. Работаю для лукбуков, рекламных каталогов.
— Приходит клиент и говорит: «Хочу себе классную аватарку»?
— Примерно так, да. Многие обращаются за фото для соцсетей или «Тиндера». Недавно приходил парень, говорит: «Хочу, чтобы в интернете на меня девчонки внимание обращали». Я: «Ща все будет!» Есть те, кто идет за своего рода психологической помощью — они испытывают комплексы, неуверенность в себе, а увидев себя глазами хорошего фотографа, понимают, что они очень даже ничего.
— Вот выставит человек такое обработанное фото в сервисе знакомств, а на свидание-то ему с настоящим лицом идти…
— Есть такая классная книга и фильм «99 франков», там главный герой, рекламщик, бесился, осознавая, что приукрашивает мир и не показывает ничего реального. Мы живем в эпоху социального обмана, и это не только фотографии. Например, у девушек есть макияж (накрашенного парня редко встретишь), и наутро девушка может выглядеть иначе, чем вечером, при полном параде. Это нормально. Главное — подать себя, привлечь внимание, а потом уже с тобой будут общаться дальше, узнавать тебя как человека, и тут уже макияж и фотошоп не помогут.
— Как у вас менялось со временем представление о работе фотографа?
— Первая часть моей фотожизни — это прогулки, с друзьями или одинокие, по городу. Хотелось показать ту часть жизни мегаполиса, которую не замечают в спешке, его геометрию, цвета, ракурсы. Я публиковал эти фото, собирал лайки и обратную связь, был огромный драйв. Сейчас это разрослось, многие создают тематические паблики, например, с балконами, панельками. Представляете, несколько сотен тысяч людей которым нравится смотреть на балконы. В этом есть что-то свое, странное, и это нравилось и вдохновляло. Но — в какой-то момент принесло разочарование, что вообще не приносит денег. Остаешься ни с чем: с какой-то пустой славой, популярностью среди своих. Это начинает раздражать. Потом переходишь на фото людей, зарабатываешь деньги. А потом тебе кажется, что денег — мало. И это как снежный ком. И к самим съемкам с людьми поменялось отношение в том плане, что раньше радовали спонтанные съемки, а сейчас может раздражать чужая несобранность, лень, стремление к халяве.
— Глобальные тренды современной фотографии — какие они?
— Тренды неизбежны, но в чем отличие современной фотографии — она стала общедоступной. Если раньше фотоаппарат был редкостью, то сейчас он есть у каждого — на телефоне, и фотосъемка — очень популярное хобби. А если говорить о каких-то конкретных трендах, то прямо сейчас все снимают в бессмертном жанре «золотая осень», популярны неоновые съемки, с интересным светом, футуризм, киберпанк. В фэшне много трендов, один из них — даже не знаю как описать, пусть будет — низкокачественные фотографии. Раньше все гонялись за качеством, а сейчас это всем надоело, и многие фэшн-фото выглядят так, будто их снимали на старый телефон. Есть тонкая грань между плохим и стильным плохим, и второе, на мой взгляд, — это верх профессионализма. Мой основной вектор, если не брать эротичное фото, это использование интересного света, искажающий объектив, много работаю с геометрией, есть пародии на футуризм и киберпанк и частично — вот эти низкокачественные фотографии, хочу развиваться в этом направлении.
— Допустим, сходит наш читатель на выставку и тоже захочет быть профессиональным фотографом. Дайте какие-нибудь советы начинающему, с чем ему придется столкнуться?
— Для начала, стоит забыть про словосочетание «профессиональный фотограф». Где эта грань? Для меня главный критерий — цепляет фото или нет. И зацепить может и селфи, которое девчонка сделала мимоходом, так и срежиссированная суперсъемка может не вызвать никаких эмоций. А главный совет — это насмотренность. Мы постоянно поглощаем контент, и раз этого не избежать, надо уметь его фильтровать. Наполняйте ленты красивым, качественным визуалом, разбирайтесь, как это сделано и как работает. Второе, что нужно осознать новичкам — если ты купишь зеркалку, то тебе покажется, что она фоткает плохо. Все просто — в телефоне, которым вы привыкли снимать, скорее всего, есть встроенные фильтры и базовая обработка. Лучший инструмент — тот, которым ты умеешь пользоваться, и если научиться снимать зеркалкой, становится понятно, что она дает больше возможностей. А еще надо осознать, что клиенты не всегда готовы платить и не всегда готовы платить, сколько нужно. Люди просят фотосет, ты скидываешь прайс, в ответ получаешь или «А что так дорого?» или вообще возмущенное «Я думал, это бесплатно, это же просто на кнопочку понажимать». Тут главное не начать вслед за таким клиентом думать, что твоя работа таких денег не стоит, и имеешь ли ты вообще право брать деньги, ты же вроде как делаешь это для души. Такие мнения надо уметь игнорировать.
К диалогу присоединился Иван Ведерников.
— Мне с теми, кто хочет фотографироваться бесплатно, сталкиваться не приходилось, но удивление от расценок встречалось. Не очень понятно, откуда это берется: на той же свадьбе ведущему готовы платить 40 тысяч за то что он пять часов разговаривает в микрофон. А фотографу, который работает 12 часов и отчасти еще и заменяет ведущего — говорит с гостями, развлекает их и тормошит, контролирует процесс, носится туда-сюда с тяжелой техникой, а потом еще и тратит не один день на обработку фото, — ему не готовы платить 20 тысяч, в два раза меньше, чем ведущему.
А вот что еще ждет новичков: они рассчитывают, что их фото станут лучше с лучшей техникой и покупают дорогой объектив или крутой фотоаппарат. Это неправда. Получится такой же плохой снимок, но в более высоком разрешении. Это как усилитель вкуса — он не делает еду вкуснее, он делает сильнее тот вкус, который уже есть. А вкладываться нужно, в первую очередь, в знания.
Иван Ведерников
— Фотографии можно научиться?
— Очень важна насмотренность. На начальном этапе люди отличаются только базовым культурным уровнем, и его нужно развивать — продолжать смотреть, проявлять интерес. Часто, когда люди погружаются в фотосферу, начинают впитывать информацию как губки, восприятие мира меняется, появляется понимание, что красиво, что некрасиво, что вдохновляет, а что нет, а не просто «ммм, прикольно». Можно сделать шаг вперед, получив знания от профессионала, например, обратившись в фотошколу. Там не привьют вкусовые предпочтения, но помогут разобрать ошибки. Можно проделать за две недели такой же прогресс, как за года три самостоятельного плавания.
— Что снимаете вы?
— Я предпочитаю портрет, но стараюсь передавать атмосферу, свое настроение, то, как сам вижу человека и воспринимаю его. Подчеркиваю это при помощи, например, цветного света, антуража, те чувства которые я испытываю на съемке, полностью вкладываю в фотографию.
— А на ваш взгляд, какие сейчас в целом тренды в фотографии?
— Классическая фотография всегда идет рука об руку с историографией — люди хотят запечатлевать какие-то важные моменты, события. Но если раньше на той же свадьбе делали 3–4 фотографии, то сейчас это шире, больше и доступно каждому. Любой может заказать собственного «историографа», который создаст альбом впечатлений. Все, что вокруг этого, переменчиво и циклично — те же самые селфи, только когда-то их делали на огромных треногах в витринах магазинов. Сейчас стало модно делать социальные проекты на тему экологии, каких-то общественных движений. Я тоже в процессе подобной съемки: делаю проект «Способы правильного избиения детей». Да, звучит страшно. Это будет серия плакатов, где взрослые бьют детей разными способами — кулаком, дают подзатыльник… Все доведено до абсурда, настолько, что хоть и выглядит реалистично, понятно, что это шарж, способ привлечь внимание к проблеме детского насилия. В фотосессии с удовольствием поучаствовали многие знакомые, у которых есть дети от двух лет и до подросткового возраста.
— Финальный вопрос — а в чем кайф вашего ремесла? Что вас заставляет продолжать заниматься фотографией?
Иван Ведерников:
— Первое — благодаря фотографии поменялись взгляды на жизнь. Я стал замечать рассветы и закаты. Раньше не любил рано просыпаться, рассветы ассоциировались с тем, что нужно куда-то идти, с какими-то обязательствами. Сейчас, если нужно проснуться рано и отправиться на какое-то мероприятие, я еду с удовольствием, любуюсь на солнышко, на полупустой город. Это меня настолько вдохновляет, что я могу отпахать целый день, ни капли не устав. А второе — это постоянное общение с людьми, и, благодаря специфике, люди это творческие, и мы взаимно друг друга вдохновляем. И хотя я интроверт по своей сути, могу так подпитываться энергетически, и это очень круто.
Олег Наумов:
— Один из самых заряжающих моментов — это драйв от исследования, открытия чего-то нового. Фотография тесно пересекается со всем, от химии до физики. Однажды девушка хотела снимки в реальном огне, и мы очень долго изучали, как можно безвредно поджигать живого человека, чтобы это было ещё и красиво.
А еще можно просто сидеть во дворе и смотреть на котика, а можно его сфотографировать, показать сотням других людей, которые с тобой обсудят этого котика, а потом еще каких-то других. И вот этот момент с социальной активностью — классный, открывает доступ к множествам знакомств. Сейчас я покатался по городам, жил у других фотографов, познакомился со многими моделями, есть возможность зарабатывать, чтобы путешествовать, и так далее, по кругу. Это затягивает.
Фотографии Ивана Ведерникова, Олега Наумова и еще полусотни других челябинцев можно будет увидеть на выставке в доме союза художников с 15 по 30 октября. Открытие в 18:00, в день открытия вход свободный.
Лента новостей
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных
- В Магнитогорске завели уголовное дело после ДТП с трамваем, сбившим пенсионерку
- Мэр Челябинска намерен решать проблему аварийного жилья при помощи реновации
- В Челябинской области девятый день ищут пропавшего на водохранилище 36-летнего рыбака