«Иннопром» — не только про имидж, но и про реальные достижения». Интервью с вице-губернатором Егором Ковальчуком
В июле в Екатеринбурге прошла главная промышленная выставка России. В деловой части программы в качестве спикера выступил вице-губернатор Челябинской области Егор Ковальчук. Он поделился с редакцией «Пчелы» впечатлениями от «Иннопрома», рассказал о промышленной политике региона и мерах поддержки бизнеса.
«От регионов требуется сфокусировать внимание на средних и малых предприятиях»
— Егор Викторович, вы недавно вернулись с международной выставки «Иннопром». Поделитесь впечатлениями?
— Было интересно, прежде всего, с практической точки зрения. «Иннопром» — не только про имидж, но и про реальные достижения, про обмен информацией, опытом. Интересно послушать экспертов и международных гостей. Изначально «Инномпром» был локальным уральским мероприятием, но со временем он стал как ВДНХ и вышел за региональный и даже за федеральный уровень. В этом году главным партнёром был Казахстан.
— На «Иннопроме» вы говорили о том, что важно дополнять федеральные меры поддержки промышленных предприятий региональными. Расскажите, как это осуществляется в Челябинской области?
— Федеральные меры поддержки больше направлены на решение общих вопросов. В силу масштаба идёт работа с крупными системообразующими предприятиями. Но, кроме них, есть огромное количество других производств. От нас требуется сфокусировать внимание на среднем и малом бизнесе, при этом создать комфортные условия для крупного бизнеса, исходя из возможностей региона. Это как раз задача региона — помочь с организационной и финансовой сторон. Важно, чтобы федеральная и областная поддержка дополняли друг друга и были согласованы.
Поддержка нужна на каждой стадии разработки и реализации продукта. Всё начинается с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Среднему и малому предприятию очень сложно получить федеральную помощь, потому что нужно привлечь огромное количество экспертов, собрать большой пакет документов, взять на себя определённые финансовые обязательства. Мы сделали аналогичную программу на региональном уровне. Войти в неё гораздо проще. И практика показала, что спрос огромный. Мера востребованная, и губернатор уже увеличил её финансирование.
Существуют и другие меры поддержки. Например, компенсация части процентов по инвестиционным кредитам. Если предприятие хочет увеличить свою мощность или освоить производство новой продукции, ему нужно приобрести дополнительное оборудование, построить помещения. И, если мы хотим прорывов в промышленности, нужно, чтобы инвестиционные кредиты были дешёвыми.
У нас также есть поддержка промышленных кластеров. В рамках объединений предприятия производят разные комплектующие, а на выходе мы имеем готовое для реализации изделие. Регион возмещает до 60% затрат на приобретение нового оборудования.
Безусловно, мы используем и федеральные инструменты, которые реализуются через регион. Например, Фонд развития промышленности (ФРП). Минпромторг России предоставляет субсидии на докапитализацию областного ФРП под определённые задачи. Об успешности вхождения Челябинской области в программу говорит четвёртое место в рейтинге реализации промышленной политики. Всё, о чём я рассказываю, это и есть наша промышленная политика.
«Опасения у бизнеса есть»
— На «Иннопроме» вы также отметили, что предприятиям сейчас сложно идти в импортозамещение. У бизнеса много опасений?
— Да, опасения у бизнеса есть. Крупные госкорпорации и холдинги на начало февраля имели определённую систему поставок. Яркий пример на федеральном уровне — «АвтоВАЗ», они давно нашли для себя оптимальные линии поставок с запада. Сейчас вынуждены искать аналоги. Да, есть китайские, индийские, турецкие производители, но у них присутствует не весь ассортимент. Если ещё и логистика сложная, то возить оттуда становится нецелесообразно, проще производить здесь. Но возьмём нашего предпринимателя, который освоил производство маленькой детали. Он взял займы, кредиты, его продукцию начали покупать. А через два года снова пришли западные концерны и предложили на десять копеек меньше за деталь. Так вот малый и средний бизнес как раз просят гарантий, что через пять лет снова не зайдут иностранные производители с демпингом. Но это, конечно, вопросы не регионального уровня, а федеральной стратегии. Такие мероприятия, как «Иннопром», и являются в том числе площадками для обсуждения потребностей бизнеса.
— Импортозамещение в нашем регионе всё же развивается. Мы сейчас всё чаще узнаём об интересных производствах. В Челябинской области и медоборудование производят, и роботов, и даже косметику. Какие успешные примеры вы бы привели?
— Последние три года наши меры поддержки были направлены по большей части на экспортные предприятия и на импортозаместителей. То есть мы давно расставили такие приоритеты. Из примеров назвал бы Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) с их подшипниками. Это массовые комплектующие изделия, а у нас их выпуск был почти уничтожен. На федеральном уровне есть производства, но они уязвимы с точки зрения влияния запада. Ещё бы привёл в пример Челябинский компрессорный завод, АЗ «Урал», «Политранс», завод «Электромашина». На самом деле их много. Для производителей есть удобный портал по импортозамещению, где они могут узнать, в чём есть потребность, и рассказать, что способны предложить.
«Идёт переосмысление рабочих профессий»
— Есть ещё одна актуальная проблема — нехватка кадров в промышленности. В октябре прошлого года на заседании отделения Союза промышленников и предпринимателей в Челябинске даже прозвучала идея заменить для молодых рабочих службу в армии на работу на оборонных предприятиях. Как сейчас решаются кадровые вопросы?
— Проблема давняя. Она зачастую сложнее, чем ресурсная и финансовая. В своё время кадровый потенциал был «вымыт» с предприятий. Старые специалисты ушли, а новых не вырастили. Сейчас практически на каждом предприятии вам скажут, что разнорабочими они хоть как-то обеспечены, а в квалифицированных кадрах большая нехватка.
— Молодые люди не идут на завод?
— Сейчас идёт переосмысление рабочих профессий. Но популяризации, конечно, не хватает. Хотя постепенно в разные отрасли приходят новые люди. Помните, строители тоже говорили о нехватке кадров? Но наступил момент, когда стало понятно, что стройки — на пике, что везде востребовано новое жильё, работает ипотека. И в этой сфере смогли обеспечить уровень зарплат, который привлёк специалистов. Сейчас такая задача стоит пред развивающимися отраслями.
— Регион может обеспечить себя кадрами?
— У нас в регионе есть хорошие вузы и ссузы, но их выпускников не хватает. Сейчас среди студентов технических вузов стал популярен промышленный туризм. К нам приезжают ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени. Они смотрят на наши производства и показывают свои способности. И промышленники готовы принять перспективных ребят.
— И эти ребята переезжают из других регионов?
— Да, но хорошей зарплаты для специалистов сейчас мало. Важно качество городской среды, развитие территории, на которую они приезжают. Все смотрят на инфраструктуру, экологию. Поэтому вопрос кадрового обеспечения — комплексный. Яркий пример — Миасс. Коллеги с АЗ «УРАЛ», приглашая новых сотрудников, вынуждены отвечать за большое количество вопросов в городе. Это не просто выплата зарплаты. Для поколения людей, которые сейчас нужны предприятиям, деньги — важный, но зачастую не самый главный фактор.
Предприятия берут на себя и организацию досуга горожан. Юбилей АЗ «УРАЛ», Миасс, июль 2022 г.
«Этот нацпроект тяжело запускался»
— А как в регионе реализуется национальный проект «Производительность труда»? Охотно ли предприятия присоединяются?
— Этот нацпроект очень тяжело запускался. У нас был недобор предприятий-участников. Ведь что такое «повысить производительность труда»? По сути, речь о том, чтобы взять участок производства, разложить его на составляющие, выявить слабые места и потом перестроить работу. В наш адрес звучал вопрос: чему вы меня можете научить на производстве, которое я сам создавал? Но все, кто прошёл через программу, нас потом благодарили. Сейчас уже очередь из желающих войти в нацпроект. На данный момент его участниками являются 93 предприятия региона из разных отраслей, в основном это обрабатывающие производства, например, АЗ «УРАЛ», обувная фирма «Юничел», «НИИИТ-РК имени Брейгина», Челябинский цинковый завод, Златоустовский машиностроительный завод и другие.
— А кто занимается анализом эффективности работы предприятий?
— Сначала приглашались федеральные специалисты, но они параллельно готовили наших экспертов. И сейчас в Челябинской области есть свой региональный центр компетенций. Считаю, что в последние годы мы значительно продвинулись в плане поддержки сферы промышленности.
Больше новостей читайте по тегам «промышленность», «бизнес», «экономика».
Фото: Антон Иванов, goodfin.ru, innoprom.com, ПАО «ЧКПЗ», vk.com/azural.miass
Лента новостей
- Уснул за рулём: в ДТП с автобусом на трассе под Челябинском погиб 31-летний таксист
- Эксперты перечислили самые необычные вакансии в Челябинской области
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных