Дефицит лекарств и рост цен на корма может сорвать программу по гуманному отлову бездомных животных
Эксперты в сфере зоозащиты проанализировали влияние введённых против России санкций и пришли к неутешительным выводам. Подорожание кормов и лекарств на 30-50% и дефицит анальгетиков заставляют страдать владельцев приютов и их питомцев, а также плохо влияют на исполнение программы по отлову, стерилизации, вакцинации и возврату (ОСВВ) бродячих животных. О возникших сложностях специалисты рассказали сайту Plus-one.ru.
Цены на корма и лекарства для животных растут
С подорожанием базовых зоотоваров в России столкнулись как частные заводчики, так и приюты. Глава Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева рассказала, что в последний месяц её организация испытывает проблемы с кормами. До начала кризиса представители фонда ежемесячно кормили порядка 20 тысяч уличных животных, но теперь не могут себе такого позволить.
— У нас прекратились поставки кормов от спонсоров — увы, не могу упоминать их названия по условиям соглашений. Но у всех западных производителей были достаточно серьёзные социальные программы по поддержке бездомных животных, — сообщила Екатерина Дмитриева.
Сегодня Фонд защиты городских животных вынужден закупать корма самостоятельно. Стоимость зоотоваров выросла примерно 1,5 раза. Это касается и еды, и медикаментов, и туалетных наполнителей. Договориться же о поддержке с отечественными производителями пока не удалось.
— Никто не понимает, зачем бизнесу помогать приютам. Культура взаимодействия с благотворительными организациями у нас не развита, — пояснила зоозащитник.
Удорожание отечественных кормов вызвано тем, что в них присутствуют добавки и витамины зарубежного производства, сообщила заместитель директора фонда «Лесной приют» Сабина Гасанова.
— Стоимость российских кормов поднялась где-то на 30%. Если раньше мы покупали 2,5 тонны корма на месяц за 70 тысяч рублей, то теперь цена выросла до 100 тысяч. Для нас это весьма ощутимо, — пояснила она.
Остальные расходные материалы — наполнители, перевязочные бинты и такие базовые препараты, как седативное средство релаксант ксилазин — закупаются фондом в меньшем объёме.
Сейчас многие ветклиники стараются переходить на корма и препараты отечественного производства, рассказала главный ветеринар клиники «Аврора» Оксана Овакимян.
— У нас есть и вакцины, и корма хорошие, например, «Зоостандарт», «Трапеза», «Родные просторы». По кормам паники уже нет, но ожидаем, что цены вырастут даже на крупные партии, — заявила она.
При этом специалист отметила резкое удорожание простых препаратов. Даже самое обычное средство от клещей «Барсик» теперь стоит 300 рублей, раньше оно стоило 150. В связи с этим клиника подняла стоимость целого ряда услуг, однако на числе клиентов это пока не отразилось.
Программа стерилизации и вакцинации под угрозой
Сильнее всего трудности с поставками сказались на рынке анальгетиков. Из-за отсутствия медикаментов специалисты «Лесного приюта» вынуждены были полностью прекратить отлов и стерилизацию животных, несмотря на то, что участвуют в российской программе ОСВВ и отчитываются о результатах перед контрольным ведомством — Минсельхозом.
— Многие уличные животные боятся человека, поэтому их приходится «наркозить», чтобы поймать. Для самой стерилизации требуется обезболивание. Все необходимые для этого препараты пропали, — констатировала Сабина Гасанова. По её словам, на рынке остались лишь дорогие анальгетики, стоимость одной дозы которых доходит до 5 тысяч рублей. Для сравнения: раньше для исполнения контракта с Минсельхозом организация закупала анальгетики, стоимость которых не превышала 200 рублей за дозу.
Дополнительных средств от государства на программы ОСВВ её участники не получали. Представители «Лесного приюта» обратились в Минсельхоз с просьбой проконсультировать, как быть в сложившейся ситуации, но ответа пока не поступило. Сабина Гасанова убеждена, что если ведомство не среагирует на проблему, то произойдёт всплеск рождаемости бездомных животных и вырастет количество инцидентов с их участием, в том числе нападений.
— Если программу ОСВВ остановить, мы откатимся на несколько лет назад. Число бездомных зверят опять будет зашкаливать, станет трудно исполнять закон об обращении с животными, который регулирует их численность, — предупредила Екатерина Дмитриева.
Специалист не исключила, что это приведёт к возврату массовой эвтаназии, хотя сейчас эта мера запрещена. Сегодня на каждый российский приют, участвующий в программе ОСВВ, приходится до 1 тысячи отловленных собак в год.
Закон «Об ответственном обращении с животными» (ФЗ-498) был принят в декабре 2018 года. С начала 2020 года вступила в силу норма, согласно которой единственным основанием для эвтаназии является неизлечимая болезнь животного, доставляющая ему невыносимые физические страдания. Ранее в законодательстве большинства субъектов РФ не содержалось запрета на умерщвление отловленных на улице особей.
В ветклиниках «Аврора» обезболивающими запаслись до конца года, но что делать дальше — пока не придумали.
— Скупали и отечественные, и зарубежные препараты, многие успели приобрести ещё по старым ценам, поэтому удержим ценник на многие процедуры, — заявила представитель клиники Оксана Овакимян. — Как только появилась угроза, цены на редкие препараты выросли с 3 до 15 тысяч рублей, а некоторые наименования и вовсе исчезли.
Фонды помощи бездомным животным получают меньше поддержки
— У нас каждый день слетают подписки на пожертвования. Это всё небольшие взносы, по 100 рублей, но когда они приходят регулярно, то позволяют тебе планировать расходы. Поэтому мы всегда говорим, что лучше постоянное, пусть и совсем маленькое пожертвование, чем единовременно перечислить тысячу рублей. К настоящему моменту пожертвования упали в два раза, — сообщила Екатерина Дмитриева.
При этом даже в докризисное время Фонд защиты городских животных не полностью закрывал все потребности за счёт жертвователей — взносы позволяли приобрести лишь 30–40% необходимых кормов и медикаментов, остальное давали спонсоры.
Помимо расходных материалов, пожертвования позволяли содержать штат сотрудников.
— Волонтёры не могут поддерживать системную деятельность организации, у любой активной НКО есть штат, который работает на коммерческой основе. Абсолютно непонятно, где взять деньги на зарплаты, — посетовала Екатерина Дмитриева.
По словам Сабины Гасановой, число жертвователей заметно сократилось в конце февраля, впоследствии часть людей возобновила подписку на помощь «Лесному приюту».
— Несмотря на то, что цены кругом выросли, люди продолжают помогать и не оставили четвероногих друзей. Но остаются проблемы, например с обезболивающими препаратами, которые решить всё равно не получается, — сообщила представитель «Лесного приюта».
Сайт «Пчела» является единственным партнёром Проекта +1 Город в Челябинске. Материалы проекта можно найти по ссылке.
Автор: Георгий Кожевников
Фото: Айдар Насыров, Татьяна Тихонова
Лента новостей
- Эксперты рассказали, каким специалистам сложнее всего найти работу в Челябинской области
- При столкновении двух иномарок и автобуса в Челябинске погиб мужчина
- Челябинский суд запретил сносить четырёхэтажный недострой ЧМК
- Жителям Челябинской области перечислили мошеннические схемы, направленные на детей
- Со склада в Челябинске украли 100 килограммов красной икры
- В Челябинской области назначили нового замминистра экологии
- Приставы хитростью забрали машину у челябинской бизнесвумен, задолжавшей четверть миллиона
- В Челябинской области осудили виновника ДТП с тремя погибшими на трассе М-5
- Челябинцы отправили актрисе Валентине Талызиной гуся в подарок на 90-летие
- В Челябинской области младенец, которого нашли в стиральной машине, умер из-за переохлаждения
- Челябинский кардиолог рассказала всю правду об остром коронарном синдроме
- В челябинском зоопарке «поймали» малыша, который прятался в сумке у мамы-кенгуру
- Жителя Челябинской области наказали за пьяную кражу из храма
- На втором историческом фестивале в Челябинске пройдут кинопоказы, мастер-классы и духовные практики
- После смертельного наезда троллейбуса на пешехода в Челябинске возбудили уголовное дело
- Пьяного водителя рейсового автобуса поймали в Челябинской области