«Знаменит за границей, известен в России». Интервью с легендарным фотомастером Сергеем Васильевым
Легендарный челябинский фотомастер 22 июня откроет персональную юбилейную выставку во Флоренции. В преддверии этого события и грядущего юбилея с Сергеем Васильевым поговорил журналист Александр Скрипов.
Одному из самых титулованных отечественных фотографов и единственному в России обладателю четырех «фотографических Оскаров» — золотых медалей World Press Photo Сергею Васильеву 16 июня исполняется 85 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, Сергей Григорьевич по-прежнему достаточно бодр и востребован. Договориться о встрече удалось не сразу — то у него творческая мастерская со студентами, то заседание фотоклуба, то коллеги из столицы, то журналисты. А еще Васильев готовит большую персональную выставку, которая на следующей неделе открывается во Флоренции. Как стать всемирно известным фотографом, почему мэтр не уехал в Москву, где его больше знают — в России или за границей, в чем секреты долголетия — об этом и многом другом поговорили в интервью накануне юбилея.
«Лечу во Флоренцию»
— Сергей Григорьевич, как вы будете отмечать юбилей?
— Пышных празднеств не планирую. Думаю собрать небольшое количество коллег и близких людей «на чай». В сентябре планируется выставка в Историческом музее, посвященная Дню города. Челябинску исполнится 285 лет, а мне уже будет 85. То есть я на 200 лет моложе нашего города (улыбается). Скоро лечу в Италию — 22 июня открывается большая персональная выставка во Флоренции.
— Насколько я знаю, это не первая ваша персональная выставка в этой стране?
— Да, до этого у меня были выставки в Риме, Турине, Болонье. Теперь вот во Флоренции.
— Такое впечатление, что вас ценят за границей уж точно не меньше, чем на Родине.
— Похожий вопрос мне не так давно задала итальянская журналистка. Она спросила «Где Вы больше известны и знамениты — в России или за границей?» Я ответил ей так: «Знаменит я больше за границей, а известен — в России». (улыбается).
— Давайте поговорим о вашей судьбе. Откуда у вас в молодости появилась тяга к охране общественного порядка?
— Почему я в свое время стал сотрудником милиции? Да никакой тяги не было. После армии я остался в Челябинске и работал на трубопрокатном заводе. Но тут сверху провозгласили лозунг: «Лучшие рабочие кадры — на укрепление милиции!». Меня вызвали в райком партии и сделали предложение, которое я принял, поскольку были планы учиться на юриста. Работал опером в уголовном розыске Центрального района. Помню, как ловили квартирных воров, сбились с ног в поисках убийц молодой пары, дежурили по ночам…
— Как вы из сотрудника милиции превратились в фоторепортера?
— Опять партия помогла. Меня вызвали — на этот раз в обком. Видимо, там прознали о моем хобби — увлечении фотографией. Я хоть и работал в милиции, но некоторые снимки отдавал в газеты. И их публиковали — в местных изданиях, в «Известиях». На этот раз мне сказали, что есть новое партийное поручение: создается ежедневная газета «Вечерний Челябинск», и туда срочно нужны кадры. Проблема заключалась в том, что в те годы из милиции добровольно уйти было нельзя. Уволить могли только за преступление или дискредитирующий поступок. Своими сомнениями я поделился с собеседниками. «А вот это не ваши проблемы!» — ответили мне. В 1968 году я стал фоторепортером «Вечерки». Где и проработал почти полвека. Газета дала мне очень многое — я был всегда в гуще событий, познакомился со многими интересными людьми.
Сергей Васильев родился 16 июня 1936 года в Чувашии. С 1955 года живет в Челябинске. Работал на челябинском трубопрокатном заводе, в уголовном розыске. С 1968 года по 2013 год — фотокорреспондент газеты «Вечерний Челябинск». Четыре раза — в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах — становился обладателем главного приза всемирного фотографического конкурса World Press Photo «Золотой глаз». Автор 30 персональных выставок в европейских странах, участник 100 международных коллективных выставок в Европе, странах Азии, Америки и Австралии. Почетный гражданин Челябинска.
Московская невеста
— Не думали о том, чтобы поехать в Москву?
— Когда я был еще холостой, меня приметила газета «Советская Россия». Там к кадровому вопросу подошли серьезно, мне сказали, что нашли для меня не только работу, но и невесту. Звали в штат «Известий». Никуда не поехал, остался в Челябинске. Москвичи недоумевали: чего еще, мол, человеку надо? Его в столицу приглашают, а он совсем «мышей не ловит».
— Сергей Григорьевич, а потом ни разу не жалели, что не уехали тогда в столицу?
— Нет. Чтобы в Москве себя комфортно чувствовать, наверное, надо там родиться. Я лично устаю от этого города. Слишком много суеты.
— Насколько мне известно, вам все-таки довелось поработать в столице.
— Да, правительство Москвы издавало праздничный альбом по случаю 850-летия города, в котором должны были быть и мои снимки. На юбилее столицы встречаю известного фотографа из АПН Владимира Вяткина. Когда он узнал, что я прибыл в столицу по заказу московского правительства, то был крайне удивлен: «Надо же, мы тут без работы сидим, а тебя выписывают из Челябинска!». Звал меня к себе работать личным фотографом Виктор Черномырдин. Сначала в Москву, а позже, когда он стал послом на Украине, мне его люди звонили из Киева. Но я так и не решился уехать из Челябинска.
В нужном месте
— А как вы оказались в Москве во время путча?
— Это был тот случай, когда оказался в нужное время в нужном месте. Вообще-то я в те дни был в отпуске. Но отправился в столицу по приглашению фотоцентра Союза журналистов — делать фоторепортаж о запуске космического спутника. Прибыв в московский офис компании, обратил внимание, что сотрудники не на шутку взволнованы. Глянул в телевизор — там показывают «Лебединое озеро» вперемешку с танками, которые движутся по Кутузовскому проспекту. О мирной съемке во время путча не могло быть и речи. Заказчики извинились передо мной, выдав в качестве извинений пять катушек цветной пленки. А я отправился в самую гущу происходящего — к Белому дому. Так неожиданно стал очевидцем судьбоносных событий, а редакция «Вечернего Челябинска» — обладателем уникальных снимков.
— Сергей Григорьевич, может, поделитесь секретом, как стать всемирно известным фотографом?
— Есть по этому поводу замечательная фраза: «Смотрят все — видят немногие». Вот мы все ходим по улицам и вроде бы перед нами одна и та же картина. Но кто-то способен поймать в объектив любопытный эпизод, интересного человека, а кто-то — нет. Первое и самое главное качество талантливого фотографа — это умение видеть.
Кроме этого, мало просто фиксировать момент, надо обязательно все увиденное пропускать через себя. Еще, пожалуй, важно умение выйти за рамки привычных представлений и взглядов, отдаваться своей профессии полностью, без остатка.
Вот я бы, к примеру, никогда не получил «Золотой глаз», если бы ограничился дежурным газетным снимком по случаю открытия городского роддома. А я напросился на еще одну съемку специально для того, чтобы сделать серию «Рождение человека». Она и стала всемирно известной, получив потом главную награду в 1978 году на World Press Photo в Амстердаме.
Фото из серии «Рождение человека»
Вместо Амстердама — «Золотое кольцо»
— Рассказывают, вас тогда не пустили на церемонию награждения в Голландию…
— Да, был такой эпизод. «Зачем тебе, советскому человеку, ехать в эту Голландию? — сказали мне тогда в челябинском обкоме партии. — Там же сплошная наркомания и проституция. Если хочешь, поезжай-ка лучше по нашему «Золотому кольцу». Статуэтку «Золотой глаз» мне вручили потом на Всесоюзном фотофестивале, проходившем в Челябинске. В Голландию я все-таки попал через много лет, в 2013 году. Там как раз проходила выставка фотографий лауреатов World Press Photo. Меня узнали, провели без очереди и без билета. И я там увидел свои работы.
— А писать вы не пробовали?
— В свое время я сочинял тексты для своих фоторепортажей. Но похвастаться, что это были литературные шедевры, не могу. Дело в том, что, когда беру в руки фотоаппарат, то полностью сосредоточиваюсь на съемке и ничего не слышу. Единицы людей в мире могут одинаково талантливо фотографировать и писать. Из наших я знал только двоих — Юрия Роста и Василия Пескова.
— Вы — известный ценитель женской красоты, в том числе «обнаженной»…
— В этом я не одинок (улыбается). Многие фотомастера обращались к этой теме. Коллеги говорили, что у меня особый взгляд на женскую красоту — теплый, нежный. По крайней мере, многим женщинам мои фотографии очень нравились. И они узнавали меня на улицах, восторгались, благодарили за фотографии. Недавно был забавный случай — одна из женщин встретила меня на улице и… бросилась на шею. Она когда-то делала у меня фотосессию, а теперь похудела на 24 килограмма (!) и захотела «обновить» фотографии.
— Я помню, когда вы работали в Доме печати, к вам нередко выстраивались очереди из «фотомоделей»…
— Было и такое. Помню, еще как Аркадий Ходов, фотокорреспондент «Челябинского рабочего», подшучивал надо мной. «Васильев, поднимайся веселее, там тебя твои „нагишки“ ждут.»
Женская тема широко представлена в творчестве Сергея Васильева
Известный режиссёр Владимир Басов
В отпуск — с фотоаппаратом
— Такое впечатление, что вы редко отдыхаете…
— С отдыхом у меня, надо честно признать, нелады. Видимо, так я был воспитан. Работа меня все время поглощала. Может, потому, что правильно отдыхать никто не научил.
— И все-таки, как предпочитаете проводить свободное время?
— Как правило, это тихое место на берегу реки, в саду. Отдыхаю от суеты, наслаждаюсь видами родной природы. Могу выпить чаю или пива, сходить в баню. Много ли человеку надо для счастья? В Турцию не езжу, поскольку не люблю жару и не представляю себя среди шумной толпы. Однажды удалось съездить в санаторий в Карловы Вары — остался доволен: очень приятное место.
— Фотоаппарат с собой на отдых берете?
— Беру! Вдруг пропущу классный кадр.
— Вспоминаю, как мы с вами ездили в командировку в Узбекистан, какие прекрасные снимки вы привезли с Тихого океана. Кажется, вы любите путешествовать…
— За интересными кадрами готов ехать и лететь хоть на край света. Только ненадолго. Максимум на недельку. Потом устаю, начинаю скучать по дому. И думаю: «Скорей бы в Челябинск!». Очень люблю Европу, почти всю ее проехал, были выставки во Франции, Италии, Германии, Швейцарии, других странах. В Америке ни разу не был. Но как-то туда и не тянет.
— Сергей Григорьевич, никогда не мечтали стать богатым человеком, иметь престижный автомобиль?
— Престижный автомобиль у меня уже был. В 1974 году выписал через обком партии «Жигули» третьей модели — по тем временам машина была виповской. Любил на ней быстро ездить. А все остальное мне не нужно. Деньги никогда не играли большой роли в моей жизни. На жизнь хватало. Деньги приходили и уходили, а я занимался своим делом.
— У вас солидный возраст, вы бодры и полны творческих планов. Поделитесь секретами долголетия?
— Никаких особых секретов нет. Питаюсь обыкновенно, в последнее время даже скудно. Никогда не курил. Выпить могу, но сильно этим не злоупотреблял — могу посидеть с друзьями, по праздникам, отметить какое-нибудь приятное событие. Возможно, свою роль играют гены — мама и бабушка прожили более 90 лет. Ну и родился я в деревне — в экологически чистом месте в Чувашии, помню, что рядом с домом был лес.
— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
— Прежде всего, это моя семья. Жена, две дочери, которых, к большому сожалению, уже нет на свете. Зато есть приемный взрослый сын, два внука, две внучки и даже правнучка. Ей семь лет, она живет в Испании. Собираюсь ее навестить после выставки в Италии. Второе достижение, наверное, состоит в том, что в фотографическом плане моя судьба сложилась благополучно.
— О чем больше всего жалеете?
— Мало времени проводил с семьей, мало общался с близкими людьми. Все время какие-то рабочие поездки, суета. Теперь жалею об этом. Но времени уже не вернуть.
— В Челябинске была идея поставить вам памятник. Но до воплощения пока дело не дошло…
— Я знаю, что было соответствующее решение городской думы. Больше того, был проведен конкурс среди архитекторов — победил проект некой крутящейся платформы, на которой я должен был «выглядывать» из-за большой фотографической рамки. Насколько мне известно, эту скульптуру планировали разместить в центре Челябинска, на набережной реки Миасс, неподалеку от органного зала. Но сейчас, видимо, не до меня.
Автор: Александр Скрипов
Фото из Архива Сергея Васильева
Лента новостей
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных
- В Магнитогорске завели уголовное дело после ДТП с трамваем, сбившим пенсионерку
- Мэр Челябинска намерен решать проблему аварийного жилья при помощи реновации
- В Челябинской области девятый день ищут пропавшего на водохранилище 36-летнего рыбака