«Знаменит за границей, известен в России». Интервью с легендарным фотомастером Сергеем Васильевым
Легендарный челябинский фотомастер 22 июня откроет персональную юбилейную выставку во Флоренции. В преддверии этого события и грядущего юбилея с Сергеем Васильевым поговорил журналист Александр Скрипов.
Одному из самых титулованных отечественных фотографов и единственному в России обладателю четырех «фотографических Оскаров» — золотых медалей World Press Photo Сергею Васильеву 16 июня исполняется 85 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, Сергей Григорьевич по-прежнему достаточно бодр и востребован. Договориться о встрече удалось не сразу — то у него творческая мастерская со студентами, то заседание фотоклуба, то коллеги из столицы, то журналисты. А еще Васильев готовит большую персональную выставку, которая на следующей неделе открывается во Флоренции. Как стать всемирно известным фотографом, почему мэтр не уехал в Москву, где его больше знают — в России или за границей, в чем секреты долголетия — об этом и многом другом поговорили в интервью накануне юбилея.
![]()
«Лечу во Флоренцию»
— Сергей Григорьевич, как вы будете отмечать юбилей?
— Пышных празднеств не планирую. Думаю собрать небольшое количество коллег и близких людей «на чай». В сентябре планируется выставка в Историческом музее, посвященная Дню города. Челябинску исполнится 285 лет, а мне уже будет 85. То есть я на 200 лет моложе нашего города (улыбается). Скоро лечу в Италию — 22 июня открывается большая персональная выставка во Флоренции.
— Насколько я знаю, это не первая ваша персональная выставка в этой стране?
— Да, до этого у меня были выставки в Риме, Турине, Болонье. Теперь вот во Флоренции.
— Такое впечатление, что вас ценят за границей уж точно не меньше, чем на Родине.
— Похожий вопрос мне не так давно задала итальянская журналистка. Она спросила «Где Вы больше известны и знамениты — в России или за границей?» Я ответил ей так: «Знаменит я больше за границей, а известен — в России». (улыбается).
— Давайте поговорим о вашей судьбе. Откуда у вас в молодости появилась тяга к охране общественного порядка?
— Почему я в свое время стал сотрудником милиции? Да никакой тяги не было. После армии я остался в Челябинске и работал на трубопрокатном заводе. Но тут сверху провозгласили лозунг: «Лучшие рабочие кадры — на укрепление милиции!». Меня вызвали в райком партии и сделали предложение, которое я принял, поскольку были планы учиться на юриста. Работал опером в уголовном розыске Центрального района. Помню, как ловили квартирных воров, сбились с ног в поисках убийц молодой пары, дежурили по ночам…
— Как вы из сотрудника милиции превратились в фоторепортера?
— Опять партия помогла. Меня вызвали — на этот раз в обком. Видимо, там прознали о моем хобби — увлечении фотографией. Я хоть и работал в милиции, но некоторые снимки отдавал в газеты. И их публиковали — в местных изданиях, в «Известиях». На этот раз мне сказали, что есть новое партийное поручение: создается ежедневная газета «Вечерний Челябинск», и туда срочно нужны кадры. Проблема заключалась в том, что в те годы из милиции добровольно уйти было нельзя. Уволить могли только за преступление или дискредитирующий поступок. Своими сомнениями я поделился с собеседниками. «А вот это не ваши проблемы!» — ответили мне. В 1968 году я стал фоторепортером «Вечерки». Где и проработал почти полвека. Газета дала мне очень многое — я был всегда в гуще событий, познакомился со многими интересными людьми.
Сергей Васильев родился 16 июня 1936 года в Чувашии. С 1955 года живет в Челябинске. Работал на челябинском трубопрокатном заводе, в уголовном розыске. С 1968 года по 2013 год — фотокорреспондент газеты «Вечерний Челябинск». Четыре раза — в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах — становился обладателем главного приза всемирного фотографического конкурса World Press Photo «Золотой глаз». Автор 30 персональных выставок в европейских странах, участник 100 международных коллективных выставок в Европе, странах Азии, Америки и Австралии. Почетный гражданин Челябинска.
Московская невеста
— Не думали о том, чтобы поехать в Москву?
— Когда я был еще холостой, меня приметила газета «Советская Россия». Там к кадровому вопросу подошли серьезно, мне сказали, что нашли для меня не только работу, но и невесту. Звали в штат «Известий». Никуда не поехал, остался в Челябинске. Москвичи недоумевали: чего еще, мол, человеку надо? Его в столицу приглашают, а он совсем «мышей не ловит».
— Сергей Григорьевич, а потом ни разу не жалели, что не уехали тогда в столицу?
— Нет. Чтобы в Москве себя комфортно чувствовать, наверное, надо там родиться. Я лично устаю от этого города. Слишком много суеты.
— Насколько мне известно, вам все-таки довелось поработать в столице.
— Да, правительство Москвы издавало праздничный альбом по случаю 850-летия города, в котором должны были быть и мои снимки. На юбилее столицы встречаю известного фотографа из АПН Владимира Вяткина. Когда он узнал, что я прибыл в столицу по заказу московского правительства, то был крайне удивлен: «Надо же, мы тут без работы сидим, а тебя выписывают из Челябинска!». Звал меня к себе работать личным фотографом Виктор Черномырдин. Сначала в Москву, а позже, когда он стал послом на Украине, мне его люди звонили из Киева. Но я так и не решился уехать из Челябинска.
![]()
В нужном месте
— А как вы оказались в Москве во время путча?
— Это был тот случай, когда оказался в нужное время в нужном месте. Вообще-то я в те дни был в отпуске. Но отправился в столицу по приглашению фотоцентра Союза журналистов — делать фоторепортаж о запуске космического спутника. Прибыв в московский офис компании, обратил внимание, что сотрудники не на шутку взволнованы. Глянул в телевизор — там показывают «Лебединое озеро» вперемешку с танками, которые движутся по Кутузовскому проспекту. О мирной съемке во время путча не могло быть и речи. Заказчики извинились передо мной, выдав в качестве извинений пять катушек цветной пленки. А я отправился в самую гущу происходящего — к Белому дому. Так неожиданно стал очевидцем судьбоносных событий, а редакция «Вечернего Челябинска» — обладателем уникальных снимков.
— Сергей Григорьевич, может, поделитесь секретом, как стать всемирно известным фотографом?
— Есть по этому поводу замечательная фраза: «Смотрят все — видят немногие». Вот мы все ходим по улицам и вроде бы перед нами одна и та же картина. Но кто-то способен поймать в объектив любопытный эпизод, интересного человека, а кто-то — нет. Первое и самое главное качество талантливого фотографа — это умение видеть.
Кроме этого, мало просто фиксировать момент, надо обязательно все увиденное пропускать через себя. Еще, пожалуй, важно умение выйти за рамки привычных представлений и взглядов, отдаваться своей профессии полностью, без остатка.
Вот я бы, к примеру, никогда не получил «Золотой глаз», если бы ограничился дежурным газетным снимком по случаю открытия городского роддома. А я напросился на еще одну съемку специально для того, чтобы сделать серию «Рождение человека». Она и стала всемирно известной, получив потом главную награду в 1978 году на World Press Photo в Амстердаме.
![]()
Фото из серии «Рождение человека»
![]()
Вместо Амстердама — «Золотое кольцо»
— Рассказывают, вас тогда не пустили на церемонию награждения в Голландию…
— Да, был такой эпизод. «Зачем тебе, советскому человеку, ехать в эту Голландию? — сказали мне тогда в челябинском обкоме партии. — Там же сплошная наркомания и проституция. Если хочешь, поезжай-ка лучше по нашему «Золотому кольцу». Статуэтку «Золотой глаз» мне вручили потом на Всесоюзном фотофестивале, проходившем в Челябинске. В Голландию я все-таки попал через много лет, в 2013 году. Там как раз проходила выставка фотографий лауреатов World Press Photo. Меня узнали, провели без очереди и без билета. И я там увидел свои работы.
— А писать вы не пробовали?
— В свое время я сочинял тексты для своих фоторепортажей. Но похвастаться, что это были литературные шедевры, не могу. Дело в том, что, когда беру в руки фотоаппарат, то полностью сосредоточиваюсь на съемке и ничего не слышу. Единицы людей в мире могут одинаково талантливо фотографировать и писать. Из наших я знал только двоих — Юрия Роста и Василия Пескова.
— Вы — известный ценитель женской красоты, в том числе «обнаженной»…
— В этом я не одинок (улыбается). Многие фотомастера обращались к этой теме. Коллеги говорили, что у меня особый взгляд на женскую красоту — теплый, нежный. По крайней мере, многим женщинам мои фотографии очень нравились. И они узнавали меня на улицах, восторгались, благодарили за фотографии. Недавно был забавный случай — одна из женщин встретила меня на улице и… бросилась на шею. Она когда-то делала у меня фотосессию, а теперь похудела на 24 килограмма (!) и захотела «обновить» фотографии.
— Я помню, когда вы работали в Доме печати, к вам нередко выстраивались очереди из «фотомоделей»…
— Было и такое. Помню, еще как Аркадий Ходов, фотокорреспондент «Челябинского рабочего», подшучивал надо мной. «Васильев, поднимайся веселее, там тебя твои „нагишки“ ждут.»
![]()
Женская тема широко представлена в творчестве Сергея Васильева
![]()
Известный режиссёр Владимир Басов
В отпуск — с фотоаппаратом
— Такое впечатление, что вы редко отдыхаете…
— С отдыхом у меня, надо честно признать, нелады. Видимо, так я был воспитан. Работа меня все время поглощала. Может, потому, что правильно отдыхать никто не научил.
— И все-таки, как предпочитаете проводить свободное время?
— Как правило, это тихое место на берегу реки, в саду. Отдыхаю от суеты, наслаждаюсь видами родной природы. Могу выпить чаю или пива, сходить в баню. Много ли человеку надо для счастья? В Турцию не езжу, поскольку не люблю жару и не представляю себя среди шумной толпы. Однажды удалось съездить в санаторий в Карловы Вары — остался доволен: очень приятное место.
— Фотоаппарат с собой на отдых берете?
— Беру! Вдруг пропущу классный кадр.
— Вспоминаю, как мы с вами ездили в командировку в Узбекистан, какие прекрасные снимки вы привезли с Тихого океана. Кажется, вы любите путешествовать…
— За интересными кадрами готов ехать и лететь хоть на край света. Только ненадолго. Максимум на недельку. Потом устаю, начинаю скучать по дому. И думаю: «Скорей бы в Челябинск!». Очень люблю Европу, почти всю ее проехал, были выставки во Франции, Италии, Германии, Швейцарии, других странах. В Америке ни разу не был. Но как-то туда и не тянет.
— Сергей Григорьевич, никогда не мечтали стать богатым человеком, иметь престижный автомобиль?
— Престижный автомобиль у меня уже был. В 1974 году выписал через обком партии «Жигули» третьей модели — по тем временам машина была виповской. Любил на ней быстро ездить. А все остальное мне не нужно. Деньги никогда не играли большой роли в моей жизни. На жизнь хватало. Деньги приходили и уходили, а я занимался своим делом.
— У вас солидный возраст, вы бодры и полны творческих планов. Поделитесь секретами долголетия?
— Никаких особых секретов нет. Питаюсь обыкновенно, в последнее время даже скудно. Никогда не курил. Выпить могу, но сильно этим не злоупотреблял — могу посидеть с друзьями, по праздникам, отметить какое-нибудь приятное событие. Возможно, свою роль играют гены — мама и бабушка прожили более 90 лет. Ну и родился я в деревне — в экологически чистом месте в Чувашии, помню, что рядом с домом был лес.
— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
— Прежде всего, это моя семья. Жена, две дочери, которых, к большому сожалению, уже нет на свете. Зато есть приемный взрослый сын, два внука, две внучки и даже правнучка. Ей семь лет, она живет в Испании. Собираюсь ее навестить после выставки в Италии. Второе достижение, наверное, состоит в том, что в фотографическом плане моя судьба сложилась благополучно.
— О чем больше всего жалеете?
— Мало времени проводил с семьей, мало общался с близкими людьми. Все время какие-то рабочие поездки, суета. Теперь жалею об этом. Но времени уже не вернуть.
— В Челябинске была идея поставить вам памятник. Но до воплощения пока дело не дошло…
— Я знаю, что было соответствующее решение городской думы. Больше того, был проведен конкурс среди архитекторов — победил проект некой крутящейся платформы, на которой я должен был «выглядывать» из-за большой фотографической рамки. Насколько мне известно, эту скульптуру планировали разместить в центре Челябинска, на набережной реки Миасс, неподалеку от органного зала. Но сейчас, видимо, не до меня.
Автор: Александр Скрипов
Фото из Архива Сергея Васильева
Лента новостей
Директора челябинской УК дисквалифицировали за нарушения при содержании многоквартирных домов
Центры делового туризма стали смещаться на восток, выяснили аналитики
Новые ели, кедры и сосны высадили в челябинском сквере на площади Революции
Челябинец выплатил компенсацию пенсионеру, которого он избил из-за конфликта на дороге
Один из популярных брелоков Labubu оказался токсичным: что выяснили в Роскачестве
Челябинский Чистомэн претендует на звание лучшего экоблогера страны
Популярный нацпарк Челябинской области завалили опасным для животных мусором
На благоустройство сквера в Тракторозаводском районе Челябинска выделили 14 млн рублей
Зоозащитник Карен Даллакян раскритиковал систему отлова животных в Челябинске
В Челябинской области завели дело на 33-летнего браконьера, убившего лося
Как на маркетплейсах обманывают покупателей: в Роскачестве перечислили популярные схемы
Мошенники убедили школьницу из Челябинской области перевести им деньги с карты матери
Жителям Челябинской области предложили сделать фото преображённых скверов и выиграть призы
В Челябинской области пригласили на субботние «Трёпы»
У жителей Южного Урала есть ещё два дня, чтобы сделать Челябинск культурной столицей
Почему мы просыпаемся разбитыми даже после восьми часов сна, объяснила эндокринолог