20 марта 2019
Обсудить (1)

Откровения против стереотипов: почему челябинцы становятся «живыми книгами»

img
Инвалид и бездомный, веган и мусульманка, девушка, победившая рак, и девушка, которая встречается с преподавателем. Все это — обложки «живых книг», которые можно «почитать» в Челябинске. Рассказываем, как это происходит.

В Челябинске 9 марта прошли очередные чтения в Живой библиотеке. Это международный проект, направленный на борьбу с дискриминацией и ксенофобией. Здесь в качестве книг выступают люди из социальных групп, которые в обществе воспринимаются неоднозначно. Откровенно беседуя с ними, читатели могут узнать много нового о жизни книг и составить собственное мнение о поднимаемых проблемах. «Пчела» встретилась с координатором проекта в Челябинске Елизаветой Никитиной и расспросила о сути проекта и о том, как живая библиотека проходит в нашем городе.

Елизавета Никитина

Откуда берутся стереотипы? От недостатка информации. Наклеить готовый ярлык легко: «Бездомный — пьет и ворует», «Феминистка — лесбиянка и ноги не бреет». И даже если человек искренне захочет разобраться в этой ситуации, что он сделает? Пойдет в интернет, найдет дискуссии, практически всегда — анонимные, и огромный разброс суждений. Есть только один способ получить честный ответ — задать конкретный вопрос живому стоящему перед тобой человеку. Но это целая проблема: начиная с того, что это, как минимум, бестактно, и заканчивая тем, что не так просто в принципе найти готовых к диалогу представителей определенных социальных групп. Например, вряд ли кто-то самостоятельно пойдет искать по улицам бездомных, чтобы поговорить об алкоголизме, или будет расспрашивать у людей, не вич-положительные ли они, чтобы узнать, как можно заразиться.

Книга «ТРУ?дный феминизм»

«Я сталкиваюсь с проблемой самоидентификации. Тру феминистка или не тру? Можно ли, будучи феминисткой, не согласиться с некоторыми позициями других «сестер» и при этом не быть обвиненной в недостаточном знании предмета? В основном, я занимаю позицию наблюдателя — смотрю за девушками-лидерами в жизни и в интернете, делюсь своими опасениями и взглядами, смотрю на реакции. Это даже не проблема «человек-общество», а недосказанность между несколькими кусками социума, где я могу оказаться в одном куске, а все, к чему я вроде бы стремилась, — в другом».


Проект «Живая библиотека» — это как раз способ задать неудобные вопросы людям, которые к ним заранее готовы.

Книга «Я вышла из депрессии»

«Два года страданий, несколько психотерапевтов, более десятка наименований таблеток, не приносивших никакого облегчения. Однажды я решила, что у меня два выхода: в окно или к психологу. Я выбрала второй и не пожалела. Всего одна консультация дала мне толчок к непростому пути исцеления. Меня зовут Анастасия и я стала книгой, потому что хочу помочь людям, которые не сталкивались с этим диагнозом, чтобы предотвратить эту ужасную болезнь, и людям, которые, возможно, уже знакомы с депрессией, чтобы объяснить ее природу».

— Мы провели чтения в Челябинске уже в третий раз, и каждый раз они собирают около сотни гостей, — рассказывает Елизавета Никитина. — Наша глобальная задача — это слом стереотипов о людях из определенных социальных групп.

Книга «Веганка»

«Я — человек, который не носит кожаную куртку осенью и шерстяные носки зимой. Я ничего не беру, когда сижу со своими друзьями в кафе, но мое хорошее настроение и энтузиазм от этого не исчезают. Дело в том, что я веганка. Это значит, что я не поддерживаю никаких форм эксплуатации животных. Мои друзья и семья не только не осуждают, но и поддерживают меня, чему я невероятно рада».

В числе книг на чтениях Живой библиотеки в разных городах выступали транссексуал и человек с синдромом Аспергера, практикующий БДСМ и вич-положительный, буддийский монах и дисморфофоб. Впрочем, стереотипы окружают и людей, чьи истории, может быть, не так выделяются, но которым тоже есть что рассказать. Это домашняя акушерка и феминист, полицейский и двойняшки, ученый-химик и зоозащитник. Во всех городах, где проходит проект, список книг отличается — в зависимости от того, на чем хотят сделать акцент организаторы и какие книги сумели найти.  

Книга «Педагог вуза с дредами»

«Общество реагирует на мои дреды... Интересно, в общем-то. Друзья спрашивают, как это вообще, можно ли дреды расплести или только состричь, думают про свои волосы, что их не так много, например. Люди и на улице иногда смотрят, оборачиваются, да и то, мне кажется, все уже привыкли. Про работу: у многих людей сложился образ, как должен выглядеть преподаватель — прибранная голова, неяркая косметика… Моя прическа выглядит, конечно, нестандартно, но пока я не сталкивались с тем, чтобы меня куда-либо не звали из-за этого. По факту, намного важнее то, что у тебя в голове, чем на ней. Да и дреды, собранные в условную прическу, выглядят не так вызывающе, как если их распустить. Пока это никак не повлияло на мою карьеру».

— Мы пока берем более осторожные, бытовые темы, — говорит Елизавета, — но даже истории наших «книг» вызывают треск шаблонов. После каждого чтения к нам, организаторам, подходят гости и оживленно делятся впечатлениями, говорят, что у них что-то поменялось в сознании. Среди наших книг — бездомный, мусульманка, девушка, победившая рак, веганка, бывшая модель, девушка которая пережила депрессию и даже девушка преподавателя — да, стереотипы возникают даже из-за профессии второй половины.

Книга «Девушка преподавателя»

«Я не считаю это чем-то особенным, но многих людей это приводит в ступор. Я состою в отношениях со своим преподавателем. Люди реагируют на это по-разному. Кто-то косо смотрит, другие начинают расспрашивать, третьи вообще осуждают, ну есть и те, кто считает, что это нормально. Но почти всегда есть проблема — люди начинают делать какие-то выводы. Но по факту, мой парень — просто человек с профессией».

Организаторы — к слову, это просто группа единомышленников, простых челябинцев — перед каждым чтениями собираются и обсуждают, какие бы хотели предложить книги челябинцам. Когда идеи собраны, начинается поиск кандидатур. Это не всегда просто, например, на человека без определенного места жительства вышли через благотворительную организацию «Жизнь».

Книга «Бездомный»

Александру 52 года, он был женат, есть дочь, родители, сестра, была работа. После череды жизненных неудач он начал пить. «Я сам не понимаю, как все так быстро произошло, превратил квартиру в бомжатник, все вытащил и продал, потерял работу — по сути, стал бездомным и безработным. Пошел в реабилитационный центр, понял, что самому не справиться. Сестра в этот момент сменила замки и поставила решетки, имеет право, ее квартира. Паспорт я, естественно, потерял. Сейчас я не пью, и уже даже не помышляю об этом. Прошел реабилитацию и сейчас сам выступаю как наставник. На «Автобусе Жизни» выезжаю на раздачу еды бездомным и малоимущим: не все с зависимостью, но всем нужна помощь. А я хочу помочь, как мне когда-то. Мы все сталкиваемся или с осуждением, брезгливостью, или просто нас стараются не замечать. Не все, конечно, но большинство. Куда вот может прийти бездомный человек? К кому обратиться? Чтобы выбраться, нужна регулярная поддержка, хотя бы советом или верой в тебя. Отношение в большинстве случаев однозначное — сам виноват, ну и поделом. Виноваты часто сами, это правда, не справились с проблемой, оказались слабее, чем другие... Но разве можно ставить крест на человеке и отказывать в элементарной помощи? Сейчас мечтаю найти дочь, даже думал пойти в программу «Жди меня». Помогали через интернет, но пока безрезультатно. А так, я верю в лучшее, сложно в 52 найти работу, но я справлюсь».

Можно предположить, что люди не готовы откровенно рассказывать о себе на аудиторию незнакомцев, но Елизавета Никитина уверяет: никого из «книг» уговаривать не приходилось: «Мы просто объясняем человеку, что если он расскажет о себе, в сознании людей что-то поменяется — и эти изменения могут пойти дальше. Практически все соглашаются без особых колебаний, и потом остаются только оргвопросы — согласовать время, удобное для всех».  

Чтобы попасть на чтения, нужно зарегистрироваться и получить читательский билет с перечнем выбранных «книг». И дальше начинаются собственно чтения — не больше 10 читателей на одну «книгу» за раз. Сначала «книга» сама рассказывает свою историю, а потом ей можно задать вопросы — любые, даже самые нескромные, ведь в этом и есть весь смысл встречи — докопаться до истины. На случай того, если читатель слишком уж увлечется, на каждом чтении дежурит кто-то из организаторов, который вправе сделать замечание или вовсе остановить беседу. Впрочем, как рассказывает Елизавета Никитина, такое вмешательство пока не пригождалось ни разу. Кроме того, перед началом читателей знакомят с правилами, где указано что книге нельзя наносить ущерб — как и в любой библиотеке.

Следующие чтения намечены на май. Кроме них запланирована презентация социального фотопроекта, и наверняка будет что-то еще — подготовка только началась. Следите за анонсами в группе проекта и в нашей афише.

Автор:
Елена Мазеева
Подписывайтесь в Telegram
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте идею для публикации. Присылайте свои фото и видео!
Отправьте новость
Комментарии1
  • Квента
    Мнение от челябинских феминисток: 
    
    
    Проект, конечно, интересный, но смущает сравнение человека с книгой. Явное овеществление (объективизация). 
     
    И тут показывается следующее: феминистка, которая "лесбиянка и ноги не бреет" — это всего лишь ярлык и стереотип, т.е. организаторы другими словами хотят донести до общества, что "не все феминистки страшные". 
    
    А что, если это — действительно часть жизни некоторых феминисток? Выходит, что их безобидные личные предпочтения и особенности уже, видимо, становятся поводом принизить значимость и самой идеологии. 
    
    Вместо того, чтобы противостоять демонизации небритых (и) лесбиянок, тут заметна попытка "выгородить" хотя бы часть феминисток, показав их "правильными" в противовес остальным. Осадочек остаётся после такого.

Оставить комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших. Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
  • Лента новостей
    • img
      Челябинский депутат Олег Голиков подал документы на предварительное голосование «Единой России»
    • img
      В пяти городах Челябинской области на двое суток объявили режим «чёрного неба»
    • img
      Сбер представил свои технологии на молодёжном форуме «На ты с IT» в Челябинске
    • img
      Таксист-мигрант обложил матом пассажирку в Челябинске
    • img
      Челябинцев пригласили на массовый субботник в парки и скверы
    • img
      Приём заявок от кандидатов на предварительное голосование правящей партии продлили до 8 мая
    • img
      Мультфильмы, выставки и экскурсии: южноуральцев пригласили отметить юбилей «Аркаима»
    • img
      На оживлённой улице Челябинска почти на три месяца ограничат движение
    • img
      Эксперты Роскачества нашли в пяти кашах быстрого приготовления опасную бактерию
    • img
      Танцоры из Челябинска, ставшие свидетелями теракта в «Крокусе», взяли золото чемпионата России
    • img
      Пассажирский поезд насмерть сбил 51-летнего мужчину под Челябинском
    • img
      Из-за нереста на водоёмах Челябинской области ограничили рыбную ловлю
    • img
      На Вечном огне в Челябинске проводят профилактику газового оборудования
    • img
      Челябинского стримера, пытавшегося утопить кота в унитазе, отдали под суд
    • img
      Южноуральцам рассказали, почему хранение овощей и фруктов в холодильнике может быть опасным
    • img
      На Южном Урале распустился один из самых легендарных цветов
    Все новости