«Если забуду свои экобахилы — пойду босиком!» Ирина Портнова — о детской «Разделяйке» и опыте экоактивизма
С Ириной Портновой мы познакомились в «Эколофте» — нам представили ее как одну из самых ярких экоактивисток, и действительно — энергичная, уверенная и жизнерадостная девушка точно попадает в этот образ. В сети экологических проектов Ирина курирует направление «Разделяйка — детям». Она проводит экоуроки и лекции и не просто помогает юному поколению проникнуться мыслью о том, как важно беречь природу — она учит, как сделать так, чтобы экосознательное поведение стало привычной частью бытовой жизни. Так, как она сделала это для себя и своей семьи.
«Разделяйка» — это ежемесячная уличная экологическая акция по сбору вторсырья от населения. Ее проводят волонтеры каждое третье воскресенье месяца. Они принимают разделенные отходы у жителей, а затем отправляют их на переработку. «Разделяйка — детям» — это небольшое и логичное ответвление от взрослой «Разделяйки» в составе большой семьи экопроектов, идейным вдохновителем которых стал Дмитрий Закарлюкин — теперь уже не просто активист, а член Общественной палаты Челябинской области.
Детской «Разделяйке» чуть больше года, и образовалось это направление спонтанно — тот случай, когда предложение рождает спрос. В лагере имени Лаптева в Сатке проходила смена экологической направленности, и организаторы пригласили выступить перед детьми кого-нибудь из волонтеров «Разделяйки».
— Других свободных активистов не было, и я подумала — почему бы и нет. Тем более моему сыну тогда было 14 лет, так же, как и ребятам на смене, и мне показалось интересным, если бы он поделился с ровесниками своим опытом. Вот так бросила на амбразуру своего сына, — смеется Ирина Портнова. — Он согласился, мы поехали туда вместе, и, кажется, неплохо выступили — ребятам было искренне интересно. И вот после этой поездки я загорелась идеей, и мы вместе с одной девушкой (позже она покинула проект) создали новое направление «Разделяйки».
Начались походы в садики, школы, причем инициатива была полностью на стороне образовательных учреждений — активистам писали педагоги, воспитатели, соцработники и даже просто мамы: «Можно мы вас пригласим»? Одной из первых и самых инициативных была школа № 99.
Как разговаривать про разделение отходов с детьми? Ведь даже не все взрослые готовы разбираться в теме. Ирина Портнова говорит, что диалог нужно выстраивать в зависимости от возраста, в каждой возрастной группе есть моменты, за которые ребенок зацепится и будет слушать с интересом. Малыши с удовольствием вспоминают и рассказывают о том, где и как сами выбрасывали отходы, какие контейнеры видели. Ребятам среднего школьного возраста важно видеть, что эти интересы и ценности разделяют сверстники. А со старшими проще всего — если они пришли на лекцию или экоурок, значит, уже заинтересованы. Ирине Портновой приятно видеть, что после встреч ребята приходят на «Разделяйку», причем иногда даже в качестве не участников, а волонтеров.
Сама Ирина Портнова занимается раздельным сбором отходов уже больше четырех лет, хотя поначалу девушка в тему глубоко не погружалась — просто друзья организовали небольшой бизнес по сбору пластика и попросили знакомых не выбрасывать пластиковые бутылки в общие контейнеры.
— Уже потом копнула глубже — без задней мысли пришла в «Эколофт» на кинопросмотр, а здесь такие ребята — активисты, эмоционально заряженные, увлеченные — рассказали о «Разделяйке» и пригласили поучаствовать. Зима, мороз — предупредили, что нужно будет простоять несколько часов на улице, но меня это не отпугнуло. Поставили на несколько категорий отходов, которые сразу более-менее понятны. Вот с пластиком поначалу непросто, он делится на несколько категорий, и слету разобраться сложновато. В бумаге, в общем-то, тоже «свои примочки» — одно дело гофрированный картон, и другое — картон от пачки чая. А вот жесть от алюминия, например, можно легко отличить с помощью магнита. В общем, я постояла на самых простых фракциях, замерзла, но была такая счастливая! Вижу, как люди приходят целыми семьями, дети, пожилые — они помогают своему городу и всей планете, свалки не растут. Я так воодушевилась, что пришла домой и сразу же поделила все отходы дома на разные мешки (еще тогда не вникала, что и мешками бы не надо пользоваться). Все, что в холодильнике, осмотрела, какая упаковка, какая маркировка… В общем, в этот же день начала разделять, и так с тех пор и не прекращаю — и никогда себе не позволю прекратить.
Ирина быстро подсадила и свою семью:
— Я же не просто рассказываю — я привлекаю к тому, чем занимаюсь сама, и это очень цепляет людей.
Крепким орешком оказалась мама, но сдалась и она.
— Мама живет в Троицке. Я приезжала к ней в гости и забирала с собой весь пластик и упаковки, а она скептически говорила, мол, что за ерундой ты занимаешься? Но уже через полгода она привыкла — следит за моим инстаграмом, увидела, у скольких детей я за полгода побывала, сколько людей к нам подключилось, сколько семей теперь в этом участвуют. И да, стала приобщаться. Она не собирает вторсырье сама, но если у нее гостят мои дети, то собирают отходы вместе с бабушкой и с ее помощью. Мама не выбирает в магазине товары только в экологичной упаковке — но складывает ее в кучку, и я, когда приезжаю, уже распределяю по фракциям сама.
К слову, Ирине не привыкать привозить откуда-то вторсырье — даже из отпуска в Крыму она привезла большой пакет крышек, которые собирала везде, где увидит. А обедать с молодым человеком старались всегда только в тех кафе, где есть многоразовая посуда.
Да, образ жизни, безусловно, меняется:
— Не могу сказать, что перестала есть фастфуд, например, — рассуждает Ирина, — И «ноля отходов» у меня нет, и я отдаю себе отчет в том, что пока даже внутренне к этому не готова. Но есть осознанность — и потребление во всех сферах жизни становится умеренным — в плане и вещей, и пищи, и ресурсов. Мне интересно узнавать новое, пробовать, экспериментировать. Например, сама себе и всей семье на мастер-классе сшила экобахилы. Ходим в больницу только с ними, и одноразовые меня уже не заставишь надеть. Если забыла свои — пройду босиком!
В Челябинской области реализуется эксперимент по раздельному сбору отходов. Результаты пока не очень радуют — люди с трудом привыкают к новой системе. Однако Ирина Портнова настроена оптимистично, и ее опыт и наблюдения позволяют говорить об этом уверенно.
— Считаю, что отношение людей к раздельному сбору отходов глобально переломить удалось уже сейчас. Я вижу это по тому, что к «Разделяйке» присоединяется все больше и больше людей, причем приходят они по собственной инициативе. Что касается остальных, то главная проблема, наверное, в недоинформированности. И поэтому мне кажется таким важным показывать, как может быть, детям с малых лет. И поэтому я готова и сейчас объяснять снова и снова, почему отходы нужно разложить по разным контейнерам, и для этого в любую погоду стоять на улице целый день.
Фото предоставлено Ириной Портновой
- Людмила
Лента новостей
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных
- В Магнитогорске завели уголовное дело после ДТП с трамваем, сбившим пенсионерку
- Мэр Челябинска намерен решать проблему аварийного жилья при помощи реновации