Куда поедет мусор? Как бизнесмены пытаются увеличить свою долю на рынке в ущерб системе
Мусорный коллапс, поразивший Челябинск в сентябре 2018 года, преподал и жителям города, и областным властям урок. И даже не один. Но самый главный — работа с отходами — это жизненно важная сфера коммунальной отрасли, малейший сбой в ней несет реальную угрозу благополучию населения. И потому система должна работать надежно, как часы. Это касается и процедур, и технологий, и техники, и людей. Рассказываем об одном из игроков, желающих работать с мусором.
Когда в январе 2019 года началась мусорная реформа, вся система вывоза твердых коммунальных отходов перетерпела кардинальные изменения. Теперь региональные операторы — а в Челябинской области их три — координируют работу компаний-перевозчиков ТКО и полигонов, заключают с ними договоры и требуют их исполнения. Правда, не всегда это удается.
В желающих работать с мусором недостатка нет. Многие организации не прочь увеличить свою долю на рынке и пытаются это делать разными способами. Самую большую активность сейчас проявляет компания «Комтранссервис», владеющая полигоном «Южный» в Копейске. На прошлой неделе она провела медийную артподготовку — выстрелила сразу двумя материалами в одном из СМИ. Два дня подряд издание рассказывало о ситуации с полигонами в Челябинской области. Точнее, излагало точку зрения владельцев «Южного», ведь другие эксперты не упомянуты.
Наша редакция поинтересовалась в ЦКС, почему их точка зрения не упомянута в материале — там есть лапидарная фраза «на момент выхода статьи комментарии ЦКС не поступили». При этом автор, хотя явно работал над темой не один день, отправил свои вопросы в ЦКС лишь накануне публикации, причем уже во второй половине дня. Несмотря на это оперативный ответ был дан и прислали его ДО появления статьи. Тем не менее материал вышел без него, в статье же почему-то говорилось, что комментарии в редакцию не поступали.
Посылы двух материалов взаимосвязаны. В первом говорится, что полигон ТБО в Полетаево, который сегодня принимает отходы из Челябинска — не лучшее место. Во второй — что эти отходы планирует принимать полигон «Южный», который даже намерен для этого реализовать крупную инвестиционную программу стоимостью в миллиард рублей.
Мы тоже отправили свои вопросы руководителям «Южного». Причем не накануне под вечер, а за три дня. В срок ответ не пришел. Мы подождали несколько дней, откладывая выход публикации, но комментария так и не дождались.
Мы так и не узнали, существует ли инвестиционный проект, или все это — пока лишь разговоры. Не рассказали нам, как будут увеличивать вместимость полигона, ведь в 2000 году, когда его открывали, ему установили срок эксплуатации в 15 лет, и он уже истек пять лет назад. Но главное, нам так и не ответили, где возьмут миллиард — из собственных ли средств, возьмут ли кредит в банке, попросят ли из бюджета. Так что можно только гадать: первый вариант — из разряда невозможных, свободные миллиарды даже у крупнейших корпораций не всегда есть, не говоря уж о сравнительно небольшом предприятии, второй вариант — тоже проблемный, банки готовы кредитовать такими суммами лишь очень мощный бизнес, остается третий вариант — уговорить чиновников выделить миллиард из бюджета. То есть это будет наш с вами миллиард. Но тогда мы должны знать точно, что это за люди, которые хотят получить наши деньги.
Компанию «Комтранссервис», точнее ее «дочку» «Комтранссервис+» хорошо знают в Копейске — до недавнего времени она занималась вывозом мусора в этом городе и доставкой его на полигон «Южный». У полигона есть действующий договор с региональным оператором. У транспортной компании «Комтрансервис +» был договор с подрядчиком регионального оператора, который был цивилизованно расторгнут с соблюдением всех необходимых юридических и деловых нюансов и с 1 марта мусор из Копейска стала вывозить другая компания. А договор с «Южным» продолжал действовать — и продолжает до сих пор. Более того, «Южный» — единственный полигон, куда по Территориальной схеме обращения с отходами разрешено вывозить ТКО из Копейска.
Но что делает его руководство? Обидевшись на отстранение «дочки» от вывоза мусора, оно с 1 марта закрывает въезд на полигон для мусоровозов чужой компании. Договор? Всё равно. Куда вывозить отходы? Всё равно. Перед машинами просто опустили шлагбаум и не поднимают его вот уже почти шесть месяцев. Сначала, правда, ссылались на то, что, якобы, у ЦКС перед ними задолженность, хотя вообще-то закон не предусматривает подобное основание для приостановки действия договора в такой жизненно важной сфере, как работа с отходами. Задолженность погасили. Шлагбаум не открылся. Потом сослались на еще одну задолженность. Но в ЦКС их поправили — это не задолженность, а спор, речь ведь идет об оплате работ, которые, как считает регоператор, не были выполнены должным образом. Споры в цивилизованных странах разрешаются в суде: компания, считающая себя обиженной — в данном случае это полигон «Южный» — имеет право пойти в арбитраж и вытребовать сумму долга, да еще с процентами. И именно так ведут бизнес цивилизованные и ответственные бизнесмены.
Сейчас мусор из Копейска приходится возить на полигон в Полетаево — это в семь раз дальше, соответственно, и расходы выше. Причем тариф на вывоз отходов был установлен для Копейска именно с учетом расстояния до «Южного», так что регоператору приходится вкладывать на транспортировку собственные средства. Но ЦКС на это идет, ведь нельзя, чтобы город превратился в свалку. В отличие от владельцев полигона, руководству регоператора не всё равно, что будет с жителями, если мусор не вывозить. И это — не дела давно минувших дней. Все это происходит сегодня, сейчас.
Как стало известно редакции, решение проблемы не нашли и в Министерстве экологии Челябинской области. Ситуация усугубляется тем, что отходы, которые привозят на полигон в Полетаево, по закону должны там «временно храниться», с последующим вывозом на полигон, определенный Территориальной схемой.
Куда, за чей счет и является ли 6 месяцев «временным» сроком — вопросы без ответа.
И вот тот самый «Южный», который игнорирует законы и подвергает жителей реальной угрозе экологической катастрофы, теперь решил стать главным полигоном всего огромного Челябинского кластера.
И это при том, что, как пишет пресса, представители ОНФ провели проверку полигона «Южный» и в ходе рейда выявили, что специальные ограждения вокруг полигона отсутствуют — на полигон может попасть любой, кто захочет. Также они обнаружили, что из-за отсутствия забора мусор разлетается на сотни метров вокруг.
— Помимо отсутствия ограждений, было выявлено несколько очагов возгорания с северо-восточной части борта полигона. Это значит, что технология укладки геомембран или прочих материалов выполнена не по техническим условиям (ТУ) — заявили в «ЭкоЧеле».
Также общественники рассказали, что вокруг полигона имеются специализированные канавы для отвода свалочного фильтрата, однако канавы являются абсолютно сухими, фильтрата в них не выявлено.
— Это означает, что все «свалочные» воды уходят в грунт. Тем временем, всего в 300 метрах от полигона у жителей Старокамышинска и окрестных поселений имеются скважины, — сообщили экоактивисты.
То есть компания, которая нарушает закон и Территориальную схему, даже свой действующий полигон содержит в таком отвратительном состоянии.
Можно было бы, конечно, поверить, что, получив миллиард рублей, его владельцы преобразятся и начнут вести бизнес цивилизованно. Мы спросили и об этом тоже — сохранят ли они практику допуска на обновленный полигон только мусоровозов дружественных компаний. Но нам не ответили.
Тогда возникает естественный вопрос: разумно ли вкладывать из бюджета огромные деньги в компанию, которая может в любой момент подставить? Которая, если вдруг что-то пойдет не так, как она хочет, просто закроет перед мусоровозами шлагбаум — и выкручивайся как можешь. Которую волнует только своя прибыль. Для которой договор — лишь бумажка. Ответ напрашивается сам собой. Хотя, казалось бы, прошла пора коммерсантов образца 90-х годов, которых волнуют лишь деньги и больше ничего, которые ради прибыли готовы нарушать законы, «кидать» партнеров, заниматься шантажом. Правда, сами коммерсанты из 90-х никуда не делись и все так же рвутся к уже начавшим ускользать от них доходам. А отходы — это деньги, и немалые.
Фото: «ЭкоЧел», ЦКС, скриншоты запроса, Татьяна Тихонова
Лента новостей
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя
- В лесах Челябинской области школьники наполнили сеном и солью кормушки для животных
- В Магнитогорске завели уголовное дело после ДТП с трамваем, сбившим пенсионерку
- Мэр Челябинска намерен решать проблему аварийного жилья при помощи реновации
- В Челябинской области девятый день ищут пропавшего на водохранилище 36-летнего рыбака