«ИсЧЕзнувшие»: спецпроект «Пчелы» о южноуральцах, которые переехали жить в столицы
По дороге в челябинский аэропорт на одном из промышленных заборов можно увидеть надпись «Кто последний полетит из Челябинска, выключите свет». Актуально и немного грустно — все-таки все больше и все чаще наши земляки выбирают уезжать и улетать подальше от Уральских гор. Почему?
Сегодня «Пчела» запускает новый спецпроект «ИсЧЕзнувшие» — мы хотим разобраться: люди уезжают ИЗ Челябинской области или все же В… Москву, Петербург, Калининград. Первым делом мы расскажем истории тех, кто предпочел региональной столице столицу федерального масштаба, узнаем причины переезда и выясним, как складывается жизнь южноуральцев в «нерезиновой».
Анастасия Мясникова, художник-коллажист, 22 года. Московский стаж: 2 года
Вы можете не знать Настю в лицо, но с очень большой долей вероятности где-то в сети вы видели ее работы. Самый узнаваемый коллаж — «развратная» Екатерина Андреева, ведущая новостей на Первом канале. Сейчас ее (работу) растаскивают ушлые бренды одежды, чтобы использовать в качестве принтов на худи и футболках. Настя против, говорит, что запросто пойдет в суд и консультируется с тысячами своих поклонников в инстаграме, среди которых немало юристов. Никто из этих поклонников, впрочем, не в курсе, что Настя — генетик, и еще два года назад всерьез собиралась работать в МВД.
— Я окончила биофак ЧелГУ и очень хотела работать экспертом-криминалистом. Где-то перед окончанием вуза муж мне показал пару приемчиков в «Фотошопе» — исключительно азы, которых хватило, чтобы сделать новую аватарку. Это к тому, что я не собиралась становиться профессиональным художником. Наоборот, я хотела работать по специальности, и к окончанию университета, у меня были договоренности о стажировке в МВД. Но летом 2017 года моему будущему мужу Роме предложили работу в Москве — редактором на ТНТ4. Пришлось переезжать. Я тогда решила, что смогу что-то по специальности найти в столице, но оказалось, это не так просто. Всем нужен был человек с пропиской и опытом работы, а наработать этот опыт было негде.
Параллельно Настя осваивала графические редакторы — рисовала для души и однажды, когда поиски работы по специальности снова провалились, решила превратить хобби в профессию.
— Не очень люблю вспоминать тот период, потому что эмоционально я была на распутье: мне бы дальше учиться, но уже случилось столько неудач в поиске работы… В итоге я устроилась продавцом чая, чтобы хоть где-то работать-то. Устроилась и стала копить на курсы дизайна в Высшей школе экономики. Полгода я продавала чай и мало-помалу рисовала, завела свой хэштег и стала публиковать первые коллажи с собственной вотермаркой.
На момент, когда «Пчела» встретилась с Настей, ее работы уже не раз «взрывали» сеть и разлетались на тысячи публикаций. Сама девушка уже успела поработать главным бильд-редактором в редакции крупного развлекательного портала и раскрутить два своих аккаунта — в ВК и Instagram.
Под конец разговора Настя просит отметить, что ее коллажи — это больше про искусство, а не про монетизацию и заработок. У художницы тьма заказов на открытки, наклейки и плакаты — можно неплохо зарабатывать. Вот только Настя не хочет, говорит, что искусство нельзя превращать в конвейер.
— Поначалу, когда мы с Ромой только приехали в Москву, я очень скучала и хотела вернуться. Я родом из Златоуста, и до переезда в столицу только четыре года пожила в Челябинске, поэтому по родному городу я скучаю больше: по друзьям, родным. Хотя, если вспоминать какие-то студенческие моменты, то, конечно, скучаю по универу. Правда, это больше ностальгия, чем тоска. Я скучаю по коту Кертису — он остался у мамы Ромы. Но в целом нет, возвращаться на Южный Урал после всего, через что пришлось пройти здесь, больше не хочу. Я очень рада, что жизнь сложилась таким образом, что пришлось сменить и город, и профессию. Рада, что я поехала за Ромой.
Данила Пятков, 33 года, автор, сценарист, актер шоу «Уральские пельмени». Московский стаж:10 лет— Я уезжал из Челябинска в феврале 2009 года, ощущая тотальную стагнацию. Мы играли в КВН, выступали с командой в Премьер-лиге, регулярно ездили на фестивали в Сочи, и, возвращаясь в Челябинск, я каждый раз все отчетливее понимал, что возможностей роста там нет — по крайней мере для развития в медиа. Все серьезные авторы-сценаристы в Москве, все крупные проекты — тоже в Москве. У кого в Челябинске поучиться писать сценарии? Не у кого. И в 2009-м, после Сочи, я приехал в Челябинск и стал собирать чемодан. Мы переезжали с друзьями-авторами, чтобы проще было снимать квартиру в столице. Не знаю, о чем думали они, но я, когда взял билет в одну сторону, решил рубить все концы. Я рассуждал так: если уезжать, то без возможности вернуться. Я хотел, чтобы в Москве все получилось, и поэтому даже в мыслях не оставлял себе шанса на возвращение.
У Данилы в портфолио десятки (если не сотни) юмористических проектов, главным из которых сегодня остается шоу «Уральские пельмени». Уже год как Даня не только пишет сценарии для «пельменей», но и играет на сцене бок о бок с Соколовым, Рожковым, Брекоткиным и командой. Сумасшедший график, концертов, гастролей и авторских сборов в то же время играет в пользу Пяткова — «Пчеле» он рассказывает, что именно благодаря разъездам ему удается частенько бывать в Челябинске.
— Я летаю туда восемь-десять раз в год, этого достаточно, чтобы не скучать по родственникам и уральским друзьям. В основном получается летать по работе, так что это не сильно бьет по кошельку, — рассказывает Данила. — Я женат, моя жена Оля тоже из Челябинска. У нас растет сын Иван. Так получилось, что мы с Олей познакомились в Москве, хотя учились в одном вузе в Челябинске. Отчасти, нам было проще — когда мы встретились и влюбились, я уже нормально зарабатывал и жил в столице пять лет, поэтому мог звать Олю к себе на ПМЖ. Она переехала и тоже нашла здесь работу. Вообще многие сейчас, я знаю, переезжают из Челябинской области — может, это связано с экологией или с отсутствием работы, но переезжают все чаще, это факт. Я знаю семьи, в которых сначала переезжает отец — за месяц-два он находит здесь работу, квартиру и готов встречать в комфортных условиях свою семью. Это частая практика.
Мы пытаемся раскрутить Данила на калькуляцию доходов. Или хотя бы семейных расходов — сколько нужно денег на месяц, чтобы жить в Москве и при этом обеспечивать семью, в которой растет малыш? Давайте прикинем. 50 000 рублей (съем квартиры) + 10 000 рублей (лекарства, питание и подгузники для малыша) + 10 000 рублей (бытовая химия, еда для взрослых) + 8000 (проезд в такси в поликлинику и обратно) + 5000 (бассейн для мамы и малыша). Пока получилось 83 000 рублей без покупки одежды/обуви и ремонта техники, если в доме что-то сломалось.
— По московским меркам, это не очень большая цифра, — говорит Данила. — Мы живем в съемной квартире в очень хорошем районе, но далеко не в центре — поэтому «двушка» нам обходится сравнительно недорого. Хотя я прекрасно понимаю, как это звучит в контексте зарплаты в регионах. Мы живем близко к лесу и реке — здесь тихо и много семейных пар с маленькими детьми. Но в Москве всегда есть возможность выбора района и окружающего тебя ритма жизни. Инфраструктура же здесь определенно лучше. Смотрите, когда на Новый год я привез Олю с сыном в Челябинск, она не могла провезти коляску по двору — в центре города, где живут ее родители, просто не было места, чтобы проехать. И так мы мучались месяц — носили коляску туда-сюда, чтобы хоть немного прогуляться. Конечно, когда ты видишь такие детали, когда невольно сравниваешь «здесь» и «там», находишь множество моментов, которые разочаровывают тебя в жизни в регионе: огромные сугробы, нечищенные тротуары, никаких детских площадок (а до тех, что есть, не добраться).
Данила приводит еще один пример в пользу столицы — наличие рабочих мест. На своем примере он рассказывает, что «понаехавшие» и местные сильно отличаются, когда решают вопрос трудоустройства. Так, москвичи не закладывают в «ожидаемую заработную плату» расходы на жилье.
— Я знаю по себе, что когда ты ищешь работу, ты сразу закладываешь в зарплату сумму за съем жилья. У москвичей такого нет. И работодатели знают, что приезжие будут работать усерднее и качественнее, потому что они здесь могут рассчитывать только на себя. В целом же работы в Москве очень много. Даже если ты не сразу устроишься на «работу мечты», так как, конечно, здесь бешеная конкуренция, ты можешь пойти с собой на компромисс. Работать поначалу ради создания финансовой подушки, ради наработки навыков, ради того, чтобы скопить на курсы и прокачку скилов. Это ты будешь делать в качестве инвестиции в самого себя, чтобы в дальнейшем развиваться там, где ты действительно хочешь. Весь вопрос, хочешь ли ты? Многие, как мне кажется, не уезжают в большие города, потому что не видят для себя никакого пути развития. Им и так хорошо. Это, конечно, их право.
Дарья Митичашвили: актриса мюзикла, 30 лет. Московский стаж: 7 лет
Еще одна наша героиня родом из славного Златоуста. До переезда в Москву Дарья несколько лет жила и работала в Челябинске. По первому образованию она журналист, по второму — актриса. С детства Даша занималась вокалом, а в школе и в студенчестве вместе с мамой и педагогами по пять раз в год ездила на конкурсы в Москву или за границу. Однако до 2012 года о профессиональной карьере артистки Даша не думала, потому как свое будущее пыталась связать с Челябинском.
— В 2011 году я окончила журфак ЧелГУ и пошла работать в продакшн. Продержалась там год и поняла, что, во-первых, я не занимаюсь журналистикой, а во-вторых, заниматься ею, пожалуй, не хочу вообще. По крайней мере, в Челябинске не хочу. Тогда, в 2012-м я всерьез стала задумываться о вокальной карьере. Тогда же решила переезжать. Первое время, правда, я честно старалась найти работу по специальности: газеты, журналы, интернет-СМИ, тот же продакшн. Москва в этом смысле предлагает колоссальный рынок вакансий. Но параллельно я еще ездила на прослушивания.
Даша вспоминает, что разрывалась от неопределенности — в Москве бешеная конкуренция, сумасшедшие возможности и дикий ритм. Первое время без работы и четкого плана, без друзей и поддержки приходилось совсем туго.
— Но я точно знала, что обратно не вернусь. Поймите правильно: меня вообще не вдохновлял Челябинск, я прекрасно осознавала, что будь то журналистика или сцена — в Москве, которую я обожала за размах и масштаб с детства, возможностей гораздо больше. Даже сейчас, спустя много лет я понимаю, что не скучаю вообще. Если честно, только по людям. Когда приезжаю в Челябинск, иногда вспоминаю какие-то приятные моменты со студенчества, но приезжать стараюсь нечасто. Со Златоустом — вообще беда. Там на меня нападает жуткая тоска, и мне тут же хочется запрыгнуть в самолет и улететь обратно. Но это проблема нашей страны, а не конкретно моего родного города — серость, уныние, ощущение ненужности. Я не говорю, что все это ощущают, но я — да. И я выбираю жить НЕ там.
На третий месяц пребывания в Москве Даша попала в театр имени Леонида Филатова — приехала на прослушивание и осталась насовсем. Тогда, можно сказать, была определена дальнейшая судьба девушки — петь.
— Меня заметили и пригласили в труппу. Работать. Но была возможность еще и учиться — здесь же, на базе театра. В итоге я окончила колледж, работаю в труппе любимого театра и полностью посвятила себя вокалу.
Конечно, мы спрашиваем Дашу о зарплатах артистов в Москве. Девушка отвечает неохотно — они не заоблачные, как может показаться человеку, составившему в одно предложение слова «Москва», «актриса», «певица» и «сцена».
— В театре я получала в среднем 25-30 тысяч рублей, при этом, конечно, работала и в сторонних проектах, получая по три-пять тысяч за спектакль. Представьте, что происходит в регионах, где многие из нас, артистов, оставались бы с радостью. Знаете, сколько репертуарных театров в крупных региональных городах? Один, максимум — два. Знаете, каков там потолок заработной платы? 15 тысяч рублей. Это максимум, до которого нужно дослужиться. Это правильно?
Дарья вздыхает и признается, что сегодня всерьез задумывается о работе за рубежом — в январе труппу театра Филатова огорошили: театр закрывается.
— И это в год театра в России! Оказывается, нет финансирования, — недоумевает наша героиня. — Я сейчас всерьез обдумываю варианты переезда. Да, в Москве очень круто, конкуренция не позволяет расслабляться: только за последний год у меня было более десяти различных проектов, не связанных с работой в театре, успела даже поработать на ЧМ по футболу бок о бок с Уиллом Смитом! Но как сложится жизнь через пять-шесть месяцев, вообще непонятно.
Павел Зорин, 31 год, журналист. Московский стаж: 3 месяца
В декабре 2018 года вся журналистская тусовка Челябинска провожала Павла Зорина в Москву. Многие шептались «на радио работал, авторский проект на ОТВ вел, женился два месяца назад, квартира есть, чего ему не хватает, в его-то возрасте». Паша же в ответ широко улыбнулся и уехал в столицу — в съемную «однушку» в Люблино, третьим на подселение к еще двум таким же «понаехавшим».
— Ксюша, моя жена, дай бог ей здоровья, меня поддержала. Мы договорились, что я еду, работаю и она переезжает ко мне. Ну, собственно, она скоро и переезжает, — рассказывает Павел. — Мой же переезд случился, можно сказать, спонтанно. В декабре я полетел в столицу на съемки программы на ТНТ в качестве друга героев сюжета. Когда через пару дней я вернулся в Челябинск, то понял, что так больше продолжаться не может — я в очередной раз увидел масштаб города, увидел работу профессиональной команды федерального канала и очень захотел стать частью этой большой движухи. Поздним декабрьским вечером я закинул резюме в один московский чат с вакансиями, это была среда. В четверг мне предложили работу, а в понедельник я уже летел в столицу.
По словам Павла, в медовый месяц, еще в октябре, они с Ксенией поехали «смотреть Россию» — с одной стороны хотели попутешествовать, с другой — присмотреться к жизни в мегаполисах. Тогда они только в шутку выбирали между Казанью, Тюменью и Питером. Но в декабре случилась Москва и муки выбора прекратились.
— Я давно знал, что уеду из Челябинска. Родом я из Средней Азии, но учился и рос в Аше. Последние десять лет жил в Челябинске — сером и скучном. У меня этот город никогда не связывался с городом, в котором я состарюсь. Поэтому, когда редактор федерального сайта предложил мне работу, я сразу «клюнул». В Москве меня уже ждали два «перебежчика» — ребята с ОТВ, которые сами недавно променяли Челябинск на Москву. Я приехал и подселился к ним, в «однушку» в Люблино, а это далеко не центр и условия были, мягко скажем, не фонтан. Сейчас мы уже поменяли место дислокации и сняли «двушку» в центре — на Маяковской, в отличном старом районе Москвы. Когда приедет Ксюша, думаю, мы снова переедем.
По секрету Павел рассказывает, что Ксения уже дважды прилетала к нему — одни раз в гости, второй — на собеседование. Девушка получила предложение о работе и скоро переберется в Москву.
— Дворники, дороги, инфраструктура, работа транспорта, масштаб, возможности карьерного роста — все это, конечно, нереально подкупает, когда ты оказываешься в Москве. Лично я чувствую, что я как специалист здесь востребован гораздо больше, чем в Челябинске. А если так, то какой был смысл оставаться там? Когда я приехал, то сразу вышел на работу, а в выходные пошел и оформился как «самозанятый». У меня оформлено ИП, а в Москве проходит программа, по которой ты можешь работать еще и на себя, делая налоговые отчисления после оформления заказов. Помимо сайта я работаю еще и в озвучании — начитываю тексты для рекламы. Хороший плюс к основному доходу.
Заинтересованность в сотрудничестве, новые знакомства, посещение семинаров, форумов, лекций и журналистских встреч — за три месяца в Москве, по словам Зорина, он приобрел опыта больше, чем за год в Челябинске.
— Здесь, конечно, важен внутренний запрос. Когда мои друзья переезжали в Москву и рассказывали, как они здесь кайфуют, я вообще не верил и не понимал их счастья. Сейчас я сам нахожусь в состоянии эйфории — я вижу, как мой внутренний запрос на сотрудничество, рост, получение навыков удовлетворяется. Очевидно, что я уезжал одновременно и ИЗ Челябинска В Москву — навстречу новым горизонтам. Пока, несмотря на съемное жилье и неполное понимание, как все будет дальше, я, можно сказать, профессионально счастлив.
От «Пчелы». Получается, что в сухом остатке, если отбросить эмоции, только стремление к жизни лучше: к квартирам больше, к тротуарам чище и к работе интересней. Есть ли у нас право винить сегодняшних героев в таких стремлениях? Едва ли. Но исследование только началось. В следующих выпусках мы расскажем вам о других южноуральцах, покоряющих большие города. А вы, в свою очередь, не поленитесь дать нам на них наводку — может быть, у кого-то из вас в Москве или Питере живут «понаехавшие»друзья. Кто они? Чем занимаются? Напишите нам.
Фото: соцсети собеседников
- Герострат Иванович
- Андрей Петрович
Лента новостей
- Оплата улыбкой от Сбера стала доступна в магазинах «М.Видео» и «Эльдорадо»
- «Трактор» дома отгрузил пять шайб московскому ЦСКА
- Челябинские следователи пришли к коммунальщикам после падения ребёнка в яму с кипятком
- В Магнитогорске попавшей под трамвай пенсионерке отрезало ноги
- Серые ящики на челябинской Кировке превратят в сидения
- На северо-западе Челябинска из-за коммунальной аварии затопило перекрёсток
- «Средства сэкономлены, замечательно»: челябинский мэр высказался об установке светящихся деревьев
- Семья убитой в Коркино таксистки получила ключи от новой квартиры
- Обвинение в убийстве челябинского топ-менеджера предъявили сотруднику МВД
- В Челябинске увольняется глава Курчатовского района
- На соревнования в Челябинск съедутся около 700 юных пловцов из 60 регионов страны
- Суд не стал приостанавливать взыскание 46,6 млрд рублей с бывших владельцев «Арианта»
- В Челябинской области поймали 43-летнего браконьера, убившего лосиху
- Компания-строитель челябинского метротрама потратит миллионы на перевозку рабочих
- В Челябинскую область из Казахстана не пропустили 22 тонны риса и 18 тонн яблок
- Новый мэр Челябинска назначил заместителя по правовым и имущественным вопросам