Одышка после 10 метров шагом. Челябинец рассказал, как жил до пересадки сердца
Челябинца с пересаженным сердцем в понедельник, 21 октября, выписали из Челябинской областной клинической больницы. Корреспондент «Пчелы» узнал, каково мужчине жилось до операции и почему сердце пересадили именно ему, а не кому-то ещё из списка очередников.
Пересаженное Юрию Смирнову сердце — третья такая операция по трансплантологии в Челябинской области. Первые две были тоже в октябре с разницей в год.
У 56-летнего Юрия проблемы с сердцем начались с марта 2017 года — пневмония дала осложнение.
— В последнее время перед операцией чувствовал себя неважно, была одышка на всё: на температуру воздуха, ходьбу, любые нагрузки. Пройдёшь 10–15 метров шагом — и нужно останавливаться, чтобы перевести дыхание. Очень тяжело было, — признаётся Юрий Смирнов. — Прошёл обследование в декабре прошлого года и стоял в листе ожидания в очереди. И вот в начале октября мне позвонил лечащий врач, когда я с работы ехал. Я быстрее домой, собрал сумочку — и сюда. И тут буквально через два-три часа оказался на операционном столе. Конечно, я знал, что мне предстоит такая операция, и всегда был наготове. Ведь это — второй шанс на жизнь, и вдруг это — единственный шанс. При этом, не знаю, почему, но у меня была прям твёрдая уверенность, что операция пройдёт успешно, и всё будет хорошо.
То, что появившееся донорское сердце пересадили именно Юрию Смирнову — большая удача для него, ведь в очереди сейчас — ещё семь человек, а дообследование проходят и наблюдаются в динамике ещё 89 пациентов с тяжёлой сердечной недостаточностью. С другой стороны, то, что операцию сделали именно Юрию, говорит о том, что у него было самое плохое состояние здоровья из всех этих очередников.
По словам главного трансплантолога Минздрава Челябинской области, руководителя центра трансплантации ЧОКБ Алексея Барышникова, операция проходила сразу на двух столах, в ней было задействовано очень много специалистов. Это изматывающая работа с донором, работа лабораторных служб, которые очень много анализов должны сделать в срочном порядке, много инструментальных исследований. И, для понимания: пациент до часа «Х» может обследоваться хоть месяц, но в день операции, когда всё ещё раз нужно перепроверить, у врачей есть всего несколько часов с момента от известия о появлении донорского сердца до пересадки. И в эти несколько часов обычно задействовано около 50 человек.
— Как и любой пациент, которому показана трансплантация сердца, Юрий Смирнов был в достаточно тяжёлом состоянии, — рассказал Алексей Барышников. — Основное, что таких пациентов беспокоит — это — выраженная сердечная недостаточность, которую мы не можем восстановить лекарственными препаратами или какими-то иными способами. Помимо сильной одышки даже на коротких дистанциях, таких пациентов беспокоят нарушение ритма сердца — аритмия. По сути, они не могут быть социально адаптированными, нормально работать.
Юрий Смирнов попал на операционный стол с кардиомиопатией — расширением полостей сердца, которое может быть вызвано разными причинами. Развивается, например, на фоне вирусной инфекции, как данном случае, или же на фоне ишемической болезни.
— Главное, что сердце при кардиомиопатии не может сокращаться так, как оно должно это делать в норме, и выбрасывать в кровоток кровь в нужном объёме, — объяснил Алексей Барышников. — Сердце становится слабым, очень быстро устаёт, ему очень тесно в грудной клетке. И при этом сердце увеличивается в размерах раза в два в сравнении со здоровым органом.
Трансплантолог пояснил, что если спасти человека могут аортокоронарное шунтирование, протезирование клапана или иные операции, если есть хоть какой-то шанс обойтись без пересадки сердца, то проводят их. И только в ином случае человек попадает в лист ожидания. И в этом листе ожидающих пересадку очень высокая летальность во всём мире.
— Среди тех, кто стоит в листе ожидания, отбор происходит по нескольким критериям — тяжесть состояния, группа крови, размер сердца и множество иных факторов, — отметил Алексей Барышников. — Важно правильно подобрать сердце, иначе пересадка окажется бессмысленной.
После пересадки сердца Юрий провёл в реанимации пять дней, а период тщательного наблюдения врачей продлится не просто месяцы, а всю его оставшуюся жизнь.
— В раннем послеоперационном периоде пациент проходит динамическое обследование, то есть, чем меньше времени после операции прошло, тем более часто проходят такие проверки, — рассказал врач-кардиолог кардиохирургического отделения Челябинской областной клинической больницы Илья Мельников. — Сейчас исследования проводятся практически еженедельно. Уже двукратно были взяты биопсии миокарда (анализ, который показывает, не отторгает ли организм новое сердце). И на данный момент результат хороший. Проводим, УЗИ сердца, ЭКГ, берём анализы крови, оцениваем подбор дозы иммуносупрессивных препаратов (тех, которые подавляют иммунные реакции организма, в данном случае помогают организму свыкнуться с инородным органом).
После выписки пациент будет наведываться в больницу практически еженедельно, потом раз в месяц, раз в три месяца, раз в полгода, а затем — по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
— После таких сложных операций пациентам рекомендуем избегать мест скопления людей, чтобы сократить риск инфекционных заболеваний. Ведь они принимают препараты, подавляющие иммунитет, — пояснил Илья Мельников. — И особенно важно им вести здоровый образ жизни. Физические же нагрузки в течение полугода для них ограничены, особенно на руки: важно, чтобы хорошо срослась грудная клетка. Но затем на всю оставшуюся жизнь им прописаны ежедневные умеренные физические нагрузки.
Как отметил главный врач Челябинской областной клинической больницы Евгений Альтман, ЧОКБ — единственная в регионе больница, которая занимается трансплантологией.
— Сегодняшний случай — выписка пациента после трансплантации сердца — очень приятное событие, — признался Евгений Альтман. — Он третий. У него теперь будет новое качество жизни, он и жить теперь будет по-другому в отличие от того, что происходило с ним год или полтора назад. Считаю важным то, что мы можем помогать тем, у кого операция — последний шанс на жизнь на этом свете. И в этот раз человек, у которого шансы на жизнь были минимальными, снова работоспособен, сохранен для своей семьи и видит и белый снег, и белый свет, и может радоваться жизни. И мы тоже радуемся вместе с ним и за него.
Юрий признал, что действительно, воспринимает успешную операцию, как второй шанс на жизнь.
— Конечно, возраст уже — не мальчик, но как же хочется снова прокатиться на велосипеде и коньках! На многие моменты после подобного начинаешь смотреть иначе, — заключил Юрий Смирнов.
Лента новостей
- Челябинцев пригласили на благотворительный джазовый вечер
- Уснул за рулём: в ДТП с автобусом на трассе под Челябинском погиб 31-летний таксист
- Южноуральцам рассказали, какие сюрпризы подготовила погода на предстоящие выходные
- Вернулись с секретами: альпака Дуся из челябинского зоопарка отказалась от прогулки с подружками
- Есть рабочие вопросы: в Челябинске ещё не закончили строительство УФ-станции для очистки воды
- «Ростелеком» и «Интерсвязь» договорились вместе развивать сферу домофонии в Челябинской области
- Налоговая снова подала на банкротство «Челябгипромеза» из-за долга в 8 млн рублей
- Госдума приняла главный финансовый документ страны на 2025–2027 годы
- В Челябинске не могут найти подрядчика для ремонта старинного особняка
- «НОВАТЭК-Челябинск» подарил магнитогорцу полезный приз
- Алексей Лошкин назвал топ-5 проблем Челябинска
- МТС и «Интерсвязь» договорились развивать «умные домофоны» в России
- Южноуральцев пригласили на всероссийскую конференцию по работе с детьми с аутизмом
- «НОВАТЭК-Челябинск» организовал для подшефных ребят экскурсию в купеческий дом
- В Челябинске решили бороться с незаконной уличной торговлей
- В «Фокус», «Алмаз» и «Мегаполис» пригласили на премьеры про гладиатора и несносного зятя